Комплексные программы просуществовали до 1931 г. и были отменены историческим постановлением ЦК ВКПб о начальной и средней школе. Значение этого постановления заключалось и в том, что оно восстановило естествознание как учебный предмет, внеся систематичность в его преподавание. В 1933 г. были утверждены стабильные учебники для школы, в том числе учебник В.А. Тетюрева «Начальное природоведение» для младшей школы.
Наконец, в 1934 году вышло постановление Совнаркома СССР и ЦК ВКПб «О преподавании географии в начальной и средней школе», которое имело важное значение в деле преподавания географии и введения географических понятий в курс природоведения в начальной школе. (Приложение 2)
По новому плану на естествознание в начальной школе отводилось 2 часа во II классе. В III и IV классах по 4 часа в неделю было выделено на изучение географии и естествознания. Изучение курса начиналось во II классе, где учащиеся знакомились с окружающей их природой; в III классе — с явлениями природы и строением тела человека. В IV классе вместо изучения жизни животных и организма человека был введен отдельный курс неживой природы (вода, воздух, полезные ископаемые, почва). На уроках географии они получали представления о форме и движении Земли, о климате, природных зонах Советского Союза, знакомились с планом и картой, получали навыки ориентирования.
Новые программы и учебники потребовали перестройки методики естествознания, усиления практической направленности. Большой вклад в развитие методики преподавания естествознания в это время внесли такие методисты и дидакты, как А.А. Половинкин, К.П. Ягодовский, К. А. Сонгайло, С. А. Павлович и другие.
Развитие методики преподавания естествознания в 50-х г. столетия связано с именами П.А. Завитаева, М.Н. Скаткина, Е.А. Валерьяновой, А.А. Перропе и другие.
Существенный вклад в совершенствование преподавания естествознания в начальной школе внес Петр Алексеевич Завитаев. (1890—1970). Разработанная им методика проведения наблюдений, опытов и экскурсий помогла создать основу для формирования природоведческих понятий. П.А. Завитаев разработал систему предметных уроков, их содержание и методику преподавания, определил значение учебно-опытного участка в формировании естественнонаучных знаний у учащихся младших классов. Им написаны такие методические пособия, как «Экскурсии и предметные уроки в 1—РГ классах», «Учебно-опытный участок 1—РФ классов, «Оборудование для опытов на уроках естествознания в начальных классах» и другие.
Более двадцати лет автором программ и учебников по естествознанию в начальной школе был Михаил Николаевич Скаткин. Он уделял большое внимание вопросам методики преподавания природоведения, внес существенный вклад в выделение этого курса в самостоятельный учебный предмет.
Новая перестройка учебных планов, в том числе и программы по природоведению, произошла в 60-х годах. Теперь изучение этого предмета начиналось со II по IV класс. В основу программ был положен принцип краеведения, в рамках которого школьники изучали природу и хозяйственную деятельность человека. В каждой теме были выделены обязательные экскурсии, предметные роки, демонстрационные опыты и практические работы. Изучение природоведения заканчивалось в IV классе, в программу включались сведения о природе, телах и веществах, которым давались элементарные научные объяснения. В содержании программы начала прослеживаться природоохранная направленность. Основные принципы построения курса природоведения в начальной школе сохранились и до настоящего времени.
Естествознание как учебный предмет имеет свои дидактические особенности, отличающие его от других предметов школьного курса. Это интегрированный курс, который представляет собой систему обобщенных знаний о природе. Он в доступной форме знакомит учащихся с предметами и явлениями, раскрывает связи между отдельными явлениями, помогает осмыслить закономерности развития окружающего мира. Основная задача курса — формирование в начальных классах широкой картины мира, которая постепенно обогащается по мере познания и накопления новых фактов и явлений. (4, 12)
Речевой этикет в современной школе
речевой этикет школьник урок Речь – очень широкая сфера деятельности человека. Выделяют четыре уровня работы по развитию речевой деятельности учащихся. 1. Произносительный уровень. Произношение звуков родной речи к моменту поступления ребенка в школу уже в основном усвоено, но из акустического пото ...
Понятие, виды и сущность внимания
Внимание — это умение концентрировать, сосредотачивать свои мысли на каком-либо одном объекте. Оно дает нам возможность ясно мыслить, принимать правильные решения, контролировать и осознавать то, что с нами происходит. Напряженное, собранное внимание всегда требует от нас некоторых усилий. Если мы ...
Упражнения и методические рекомендации для подготовки учащихся к сдаче
заданий уровня А
Каждое из заданий первой части ЕГЭ состоит из условия и четырех вариантов ответов. При этом ответы к заданиям первой части удовлетворяют таким правилам: 1. Приводится всегда четыре варианта ответов. 2. Среди ответов всегда имеется правильный. 3. Правильный ответ всегда единственен. При подготовке к ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.