Профессиональная компетентность включает в себя не только представление о квалификации (профессиональные навыки, как опыт деятельности, умения и знания), но и освоенные социально-коммуникативные и индивидуальные способности, обеспечивающие самостоятельность профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность включает в себя ряд компетенций: профессиональная, социально-коммуникативная, компетенция самоуправления.
Профессиональная компетентность, являющаяся основой профессиональных качеств личности, представлена следующими элементами деятельности:
· анализ трудового и технологического процессов;
· анализ технической документации, заданий;
· безошибочность выполнения и координации работ трудового процесса;
· создание профессионально значимой информации, касающейся состояния объектов деятельности;
· прогнозирование появления и развития нештатных ситуаций;
· обеспечение безопасности выполнения работ;
· соблюдение технологических требований;
· освоение дополнительных квалификаций;
· высокий уровень культуры и организации процесса;
· отсутствие поломок оборудования и инструмента, связанных с неправильной эксплуатацией;
· отсутствие брака;
· своевременное устранение отклонений, возникающих в технологическом процессе;
· выполнение рекомендаций, норм и требований, касающихся физиологических, экономических, экологических и эргономических факторов.
Социально-коммуникативная компетенция, пронизывающая коллективный трудовой процесс, проявляется в следующих способностях каждого участника:
· способность к сотрудничеству в коллективной деятельности;
· умение эффективно работать в составе группы;
· психологическая совместимость как способность адаптации к различным темпераментам и характерам;
· способность установления горизонтальных и вертикальных контактов;
· искреннее уважение к труду других;
· способность понимания, восприятия иных национальных культур, толерантность;
· владение многокультурными навыками;
· способность разрешать конфликты;
· способность организовать работу группы;
· способность пользования различными средствами связи.
Компетенция самоуправления определяет такие индивидуальные способности, как:
· умение рассуждать и оценивать;
· творческий характер мышления;
· проявление инициативы;
· способность принятия ответственности;
· способность управления собой и другими;
· выявление необходимой информации из ситуации для принятия решений;
· выявление проблем, самостоятельная постановка задач и способность их решения;
· умение самостоятельно учиться и обучать других своей профессии;
· способность критически анализировать собственную профессиональную деятельность и работу других;
· понимание взаимосвязей данной работы с другими;
· принятие рациональных решений в критической ситуации;
· уровень культуры и организации трудового процесса.
Выделяют следующие виды профессиональной компетентности:
· специальная компетентность – владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;
· социальная компетентность – владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего профессионального труда;
· личностная компетентность – владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;
· индивидуальная компетентность – владение приемами самореализации и развитие индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, неподверженность к профессиональному старению, умение рационально организовать свой труд без перегрузок.
Понятие технологии культурологической драматизации
Исследуя процесс нравственного воспитания в Этнокультурном и Кросскультурном социумах, Ферапонтов Г.А. выделяет 10 положений, которые могли бы лечь в основу культуроразвивающей и культуротворческой педагогической технологии: Положение Н.А. Бердяева о том, что в человеке, с одной стороны, «заключены ...
Упражнения, игры и задания, направленные на повышение уровня
развития внимания младших школьников
Развитие концентрации внимания. Корректурные задания. Ребенку предлагают находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Это основной тип упражнений, в которых ребенок имеет возможность почувствовать, что значит «быть внимательным» и развивать состояние внутреннего сосредоточения. Выпо ...
Нарушение формирования грамматического строя речи у детей с ОНР
Ведущим механизмом формирования грамматического строя речи является овладение ребенком закономерностями языка, языковыми обобщениями, что позволяет трансформировать смысл в речевые действия. Грамматические операции процесса порождения речи являются чрезвычайно сложными и предполагают достаточно выс ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.