Понятие «техника рисования»

Страница 2

Русский художник – педагог П.П. Чистяков неоднократно указывал своим ученикам на сильные и слабые стороны техники, подчеркивая ее значение для выражения замысла художника. Он писал: «К сожалению, при хорошем замысле и выразительности часто приходится видеть грубовато – неумелое исполнение, а ведь это большой недостаток» [20, 339]. Техника, по образному выражению П.П. Чистякова, – это язык художника. Не владея этим языком, художник не сможет донести до зрителя замысел своего произведения [12, 6]. Такой требовательный к себе художник, как Эжен Делакруа, считал, что художник должен постоянно совершенствовать свое мастерство в области контура, добиваясь, чтобы уже первые штрихи в зачаточном виде содержали то, чем будет выделяться готовое произведение, а для этого нужно постоянно работать над техникой линии, штриха [12, 6]. Советский художник Д.И. Киплик отмечает, что под техникой должно подразумевать особую отрасль знания, предметом изучения которой является рациональное построение живописного произведения с точки зрения его материальной сущности [7, 5]. Знание техники дает художнику возможность не только создать долговечные произведения, но и наилучшим образом использовать живописные материалы, с художественной точки зрения. Техника рисования понимается художниками широко: сюда включается техника линии, тушевки, определенная манера рисунка и письма и способ использования тех или иных материалов (бумаги, холста, дерева, угля, акварели, гуаши и пр.) в соответствии с их свойствами их изобразительными возможностями [12, 7].

Н.П. Сакулина подчеркивает необходимость чуткого и внимательного руководства рисованием детей как единственно правильного пути их художественно – творческого развития [12, 14]. В своих работах она говорит о необходимости пристального внимания педагога к формированию техники рисования, указывается, что наряду с обучением умению передавать в рисунке задуманное содержание необходимо учить детей техническим навыкам; отмечается, что приобретение умений владеть карандашом, кистью способствует развитию мелких и тонких движений кисти руки и пальцев. Проявляются только в процессе рисовальной деятельности ребенка и лучше всего в процессе обучения под руководством взрослого. Необходимость обучения рисованию, и в частности техническими навыками, подчеркивается и современной психологией, которая утверждает, что способности к рисованию проявляются и развиваются только в процессе рисовальной деятельности ребенка и лучше всего в процессе обучения под руководством взрослого [12, 15]. Педагогикой и психологией доказано, что полноценное развитие ребенка возможно только в условиях его планомерного воспитания и развития. Определена роль образовательной работы с детьми дошкольного возраста. В области рисования обучением охватывается и та группа умений и навыков, которая может быть определена как техника рисования [12, 16].

Известно, что дошкольный возраст имеет огромное значение в жизни человека, в развитии многих его психических свойств, процессов, качеств личности. Велико значение этого возраста в формировании и развитии способностей к изобразительной деятельности. Биографии многих художников, таких как, И.К. Айвазовского, А.Е. Егорова, О.А. Кипренского, И.Е. Репина, В.А. Серова, В.И. Сурикова, и др. свидетельствуют о том, что они рано начали проявлять интерес к рисованию, заниматься изобразительной деятельностью. В связи с этим ряд известных художников – педагогов отмечают целесообразность раннего развития способностей. Так, К.П. Брюллов говорил: «Надо начать рисовать с младенческого возраста, чтобы приучить руку передавать мысли и чувства подобно тому, как скрипач передает на скрипке то, что чувствует» [11, 22]. Известный русский художник – педагог П.П. Чистяков подчеркивал, что всякий опытный и честный профессор скажет, что чем моложе ученик поступает к нему, те удобнее образовывать в нем художника [11, 22]. Советский ученый В.И. Киреенко, анализируя проявление и развитие способностей к изобразительной деятельности у детей пишет: «У подавляющего большинства наших испытуемых начало изобразительной деятельности относится к среднему дошкольному возрасту». Он подчеркивал важность изучения раннего проявления способностей, отмечал, что тонкая дифференцировка движений руки легче вырабатывается в раннем возрасте [14, 22].

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Противоречия в тенденциях развития современного образования
Актуальность данной темы заключается в том, что современное общество на своём нынешнем этапе развития предъявляет новые требования к участникам образовательного процесса. Однако, девиз: «Образованный – значит успешный», не совсем верен в наше время, потому как, знания которые ребёнок получает в шко ...

Необходимость формирования фонетических навыков у младших школьников
На начальном этапе обучения необходимо заложить основу хорошего произношения, которое предполагает правильное интонирование, соблюдение пауз, знание особенностей ударения слов в предложении, а также правильную артикуляцию. Это нужно для нормального функционирования устной речи учащихся. Хорошо отра ...

Факторы, влияющие на формирование авторитета родителей
Воспитательное воздействие авторитет родителей на детей оказывается наиболее эффективным при наличии определенных условий. Авторитет и личный пример родителей. Под авторитетом следует понимать глубокое уважение детьми родителей, добровольное и сознательное выполнение их требований, стремление подра ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru