Длительное наблюдение.
Содержание длительных наблюдений многообразно: рост и развитие животных, установление их основных изменений. Организуя длительное наблюдение, воспитатель должен знать основные этапы (стадии) роста и развития животного. В соответствии с ними наблюдение разбивается на систему эпизодических. Каждое эпизодическое наблюдение проводится, когда изменения проявились у объекта достаточно ярко.
Воспитатель побуждает детей каждый раз рассмотреть объект, сравнить его состояние с трем, что было раньше, определить признаки по которым изменение хорошо заметно. Запомнить детям происходящее с объектом изменения помогают рисунки, модели, гербарии, которые показывают во время каждого эпизодического наблюдения. В итоге следует воспроизвести весь цикл роста и развития объекта. Поэтому обязательно проводится заключительное наблюдение.
Наблюдение с использованием раздаточного материала.
Во время наблюдения часто используют раздаточный материал. Каждый ребенок или два – три воспитанника получают для рассматривания набор объектов. Такая организация занятия довольно эффективна. Она способствует формированию у детей более полных, конкретных представлений о животных, развитию дифференцированного восприятия. Особое место в наблюдении с использованием раздаточного материала отводится обследованию животных, сравнению их между собой, определению признаков различия и сходства. Однако такое наблюдение предполагает сочетание индивидуальной работы с детьми с коллективной, что усложняет его организацию.
Проводя такие занятия, воспитатель должен учитывать требования охраны природы, побуждать детей к бережному отношению к ней.
Изучая наблюдение с методических позиций, ученые выделили ряд требований к его организации и проведению.
1. Цели и задачи наблюдения должны быть четкими и конкретными. При этом задачи должны носить познавательный характер, стимулировать развитие мыслительной активности детей.
2. Для каждого наблюдения следует отбирать небольшой объем информации. Представления об объектах и явлениях природы формируются у дошкольников постепенно, в процессе многократных «встреч» с ними (в процессе использования педагогом циклов наблюдений за одним и тем же объектом). Каждое последующее наблюдение должно уточнять, закреплять и конкретизировать, расширять полученные представления.
3. В организации наблюдений следует продумывать систему, их взаимосвязь, что обеспечит осознание детьми тех процессов и явлений, которые они наблюдают.
4. Наблюдение должно стимулировать интерес детей, их познавательную активность.
5. Знания, полученные детьми в результате наблюдений за объектами, предметами природы, должны подкрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью использования других методов работы с детьми по экологическому образованию (словесных и практических).
Методика проведения наблюдения в старшей группе.
Наблюдение начинается с постановки перед детьми познавательной задачи. В ходе занятия воспитатель чаще использует вопрос – задание, требующее от детей умение наблюдать и планомерно отчитываться о результатах наблюдения. Например, во время наблюдения за аквариумными рыбками воспитатель дает задание: «Посмотрите и расскажите чем отличается гуппи от рыбки, которая жила у нас раньше?» дополнительные вопросы он задает лишь в случае затруднения, предоставляя детям возможность самостоятельно понаблюдать за новой рыбкой. Педагог использует сравнения по общим (сходным) признакам, что дает возможность подводить детей к усвоению элементарных понятий. Воспитатель стремится к тому, чтобы обследовательские действия детей были осознанными. С этой целью обследовательские действия используются для проверки полученных в ходе наблюдения впечатлений. Особое место среди педагогических методов и приемов занимает вопросы поискового характера. Именно они помогают детям понять взаимосвязь между наблюдаемыми явлениями природы. Заканчивается наблюдение обобщением.
Трудности изучения морфологии в начальных классах и
пути их преодоления
Специфика морфологических понятий обусловлена своеобразием языковых явлений, т.е. содержательной стороной понятия. Языковые явления, языковые категории отличаются более высокой степенью абстрактности по сравнению с биологическими, физическими, общественными и другими явлениями, наблюдаемыми в начал ...
Материалы, используемые в учебном процессе
Древесные материалы. Хотя древесина является сравнительно распространенным и доступным материалом, ее доставка, подготовка к окончательной обработке и хранение требуют довольно много забот. В растущем дереве основная масса древесины образуется в стволе. Ствол срубленного дерева несложно распилить н ...
Ценностные ориентации подростков
Подростковый возраст - это граница между детством и взрослой жизнью, связанная с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни. Во многих древних обществах переход к взрослому состоянию оформлялся особыми ритуалами, благодаря которым ребенок не просто приобретал новый социальный ста ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.