Реформирования образования США в 70-е г. ХХ века

Страница 4

Признавая важность и актуальность про­блемы воспитания достойных граждан, американские педагоги подходят к соци­альным дисциплинам не как к самоцели, а как к пути вхождения учащихся в общественную жизнь. Например, школы Ка­лифорнии выбрали историю в качестве основного курса в цикле социальных дис­циплин. Но при этом обучение тесно свя­зывается с подбором современного матери­ала и актуальных проблем для обсужде­ния. Если обязательным предметом стано­вится этнография, то на уроках широко представлены различные аспекты культур­ных и исторических особенностей народов, населяющих США.

Преподавание граждановедческих дисцип­лин нацелено на "осознание социальных причин, последствий и отношений как необходимый атрибут социальной компе­тентности" [3]. Акцент переносится с ме­ханического запоминания и заучивания фактов на понимание и установление свя­зей событий и явлений. Это требует про­ведения анализа и исследования проблем, которые выходят за рамки лекционной ме­тодики и предполагают активизацию по­знавательной деятельности учащихся.

Однако Дж. Зевин отмечает в качестве тревожного симптома, что "курсы соци­альных дисциплин практически не оказы­вают никакого влияния на позицию уча­щихся". Это объясняется традиционной нейтральностью школы, "которая стремит­ся избежать крайностей или четко выра­женного отношения к общественным проб­лемам" [4]. Существует негласное требова­ние давать учащимся знания в объектив­ной и нейтральной форме.

Американские педагоги большое внима­ние уделяют развитию междисциплинар­ных связей. Традиционное разделение об­разования на отдельные предметы (или программы обучения) приводит к фраг-ментаризации учебного опыта учащихся, при этом утрачивается понимание глобаль­ных взаимосвязей между различными учебными областями и методами их изу­чения. При таком подходе в центр про­цесса обучения ставится сам предмет, а не потребности и интересы учащихся. Междисциплинарный подход дает возмож­ность избежать подобной ситуации.

Межпредметные связи могут быть пред­ставлены теориями, умениями, общими идеями, которые составляют ядро соци­альных наук. На уроках обществоведения можно обсуждать вопросы политики, на уроках литературы — анализировать эти­ческие или личностные проблемы, на уро­ках биологии или физики — подробно рассматривать экологическую тематику. В результате происходит взаимное обогаще­ние предметов идеями и методическими приемами. На основе социальных и гума­нитарных дисциплин возможно создание интегративных курсов (например, "Война и образование"). Междисциплинарный под­ход представляет собой наиболее эффек­тивный путь обучения гражданским навы­кам, критическому мышлению, принятию решений, работе в команде, сотрудниче­ству и т.д.

Важной вехой в развитии гражданского образования в США стало принятие наци­ональных стандартов по граждановедению и государственному устройству, разработан­ных Центром гражданского образования при поддержке Департамента образования США [5]. Они не являются обязательны­ми, но служат в качестве рекомендаций для создания учебных программ на мес­тах, что вполне согласуется с американс­кой традицией децентрализации образова­тельной сферы.

В документе указано, что учащимся сле­дует знать и уметь в области граждановедения и государственного устройства по окончании той или иной ступени обучения (IV, VIII и XII классы средней общеобра­зовательной школы) [6]. Стандарты вклю­чают в себя также вопросы и темы из других социальных и гуманитарных дис­циплин — истории, литературы, геогра­фии, экономики. Кроме того, чтобы соот­ветствовать всем этим требованиям, уча­щиеся должны иметь практический опыт социальных отношений внутри класса, в школе, в общине, который направлен на воспитание необходимых навыков граждан­ского участия. Практическое назначение этого документа заключается, прежде всего, в том, чтобы быть важным дополнитель­ным ресурсом для разработки учебников, программ, систем оценок и т.д. Стандар­ты предусматривают развитие: умения мыслить, выражать свое мнение, анализи­ровать, подводить итоги с помощью раз­личных форм совместной работы, модели­рования, ролевых игр, дискуссий, индиви­дуальных и групповых проектов. Эти методы обучения не только повышают инте­рес к предмету, но и обеспечивают более глубокое усвоение его содержания, выра­ботку гражданских навыков и привержен­ность демократическим ценностям.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новые статьи:

Выявления уровней сформированности самостоятельной работы младших школьников на уроках литературного чтения
Выявим уровни сформированности самостоятельной работы и рассмотрим особенности организации самостоятельной работы младших школьников на уроках литературного чтения в школе № 13 г. Череповца в 4А классе, расположенной по адресу: Вологодская обл., г. Череповец, Пионерская ул., д. 11. 1 этап. Выявим у ...

Упражнения и методические рекомендации для подготовки учащихся к сдаче заданий уровня А
Каждое из заданий первой части ЕГЭ состоит из условия и четырех вариантов ответов. При этом ответы к заданиям первой части удовлетворяют таким правилам: 1. Приводится всегда четыре варианта ответов. 2. Среди ответов всегда имеется правильный. 3. Правильный ответ всегда единственен. При подготовке к ...

Анализ эффективности реализуемых мероприятий
На контрольном этапе нашего экспериментального исследования мы провели повторную диагностику определения уровня восприятия у детей. Результаты данной диагностики приведены в приложениях 5, 6. В процессе организации психолого-коррекционных занятий мы использовали деятельностный принцип, поэтому в ка ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru