Признавая важность и актуальность проблемы воспитания достойных граждан, американские педагоги подходят к социальным дисциплинам не как к самоцели, а как к пути вхождения учащихся в общественную жизнь. Например, школы Калифорнии выбрали историю в качестве основного курса в цикле социальных дисциплин. Но при этом обучение тесно связывается с подбором современного материала и актуальных проблем для обсуждения. Если обязательным предметом становится этнография, то на уроках широко представлены различные аспекты культурных и исторических особенностей народов, населяющих США.
Преподавание граждановедческих дисциплин нацелено на "осознание социальных причин, последствий и отношений как необходимый атрибут социальной компетентности" [3]. Акцент переносится с механического запоминания и заучивания фактов на понимание и установление связей событий и явлений. Это требует проведения анализа и исследования проблем, которые выходят за рамки лекционной методики и предполагают активизацию познавательной деятельности учащихся.
Однако Дж. Зевин отмечает в качестве тревожного симптома, что "курсы социальных дисциплин практически не оказывают никакого влияния на позицию учащихся". Это объясняется традиционной нейтральностью школы, "которая стремится избежать крайностей или четко выраженного отношения к общественным проблемам" [4]. Существует негласное требование давать учащимся знания в объективной и нейтральной форме.
Американские педагоги большое внимание уделяют развитию междисциплинарных связей. Традиционное разделение образования на отдельные предметы (или программы обучения) приводит к фраг-ментаризации учебного опыта учащихся, при этом утрачивается понимание глобальных взаимосвязей между различными учебными областями и методами их изучения. При таком подходе в центр процесса обучения ставится сам предмет, а не потребности и интересы учащихся. Междисциплинарный подход дает возможность избежать подобной ситуации.
Межпредметные связи могут быть представлены теориями, умениями, общими идеями, которые составляют ядро социальных наук. На уроках обществоведения можно обсуждать вопросы политики, на уроках литературы — анализировать этические или личностные проблемы, на уроках биологии или физики — подробно рассматривать экологическую тематику. В результате происходит взаимное обогащение предметов идеями и методическими приемами. На основе социальных и гуманитарных дисциплин возможно создание интегративных курсов (например, "Война и образование"). Междисциплинарный подход представляет собой наиболее эффективный путь обучения гражданским навыкам, критическому мышлению, принятию решений, работе в команде, сотрудничеству и т.д.
Важной вехой в развитии гражданского образования в США стало принятие национальных стандартов по граждановедению и государственному устройству, разработанных Центром гражданского образования при поддержке Департамента образования США [5]. Они не являются обязательными, но служат в качестве рекомендаций для создания учебных программ на местах, что вполне согласуется с американской традицией децентрализации образовательной сферы.
В документе указано, что учащимся следует знать и уметь в области граждановедения и государственного устройства по окончании той или иной ступени обучения (IV, VIII и XII классы средней общеобразовательной школы) [6]. Стандарты включают в себя также вопросы и темы из других социальных и гуманитарных дисциплин — истории, литературы, географии, экономики. Кроме того, чтобы соответствовать всем этим требованиям, учащиеся должны иметь практический опыт социальных отношений внутри класса, в школе, в общине, который направлен на воспитание необходимых навыков гражданского участия. Практическое назначение этого документа заключается, прежде всего, в том, чтобы быть важным дополнительным ресурсом для разработки учебников, программ, систем оценок и т.д. Стандарты предусматривают развитие: умения мыслить, выражать свое мнение, анализировать, подводить итоги с помощью различных форм совместной работы, моделирования, ролевых игр, дискуссий, индивидуальных и групповых проектов. Эти методы обучения не только повышают интерес к предмету, но и обеспечивают более глубокое усвоение его содержания, выработку гражданских навыков и приверженность демократическим ценностям.
Выявления уровней
сформированности самостоятельной работы младших школьников на уроках
литературного чтения
Выявим уровни сформированности самостоятельной работы и рассмотрим особенности организации самостоятельной работы младших школьников на уроках литературного чтения в школе № 13 г. Череповца в 4А классе, расположенной по адресу: Вологодская обл., г. Череповец, Пионерская ул., д. 11. 1 этап. Выявим у ...
Упражнения и методические рекомендации для подготовки учащихся к сдаче
заданий уровня А
Каждое из заданий первой части ЕГЭ состоит из условия и четырех вариантов ответов. При этом ответы к заданиям первой части удовлетворяют таким правилам: 1. Приводится всегда четыре варианта ответов. 2. Среди ответов всегда имеется правильный. 3. Правильный ответ всегда единственен. При подготовке к ...
Анализ эффективности реализуемых мероприятий
На контрольном этапе нашего экспериментального исследования мы провели повторную диагностику определения уровня восприятия у детей. Результаты данной диагностики приведены в приложениях 5, 6. В процессе организации психолого-коррекционных занятий мы использовали деятельностный принцип, поэтому в ка ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.