Приступали к учению так. Оно начиналось обычно с] - го декабря, в день святого пророка Наума. Все семейство отправлялось в церковь, где после обедни служили молебен пророку Науму и святым Косме и Дамиану, испрашивая благословение на отрока и на трудное дело обучения.
А. Аз словом сим молюся Богу:
Б. Боже, всея твари жиздителю,
В. Видимыя и невидимые!
Г. Господня Духа посли живущего,
Д. Да внидет в сердце мое слово" .
В определенное время, чаще всего этого же дня, учитель являлся на дом к ученику; его встречали с почетом и ласковым словом родители и садили в передний угол, под образа, с поклонами. Тут отец, держа сына за руку, передавал его учителю с просьбою научить уму-разуму, а за леность угощать побоями; вместе с этим учителю передавались и отцовские права; мать обычно, стоя у дверей, должна была плакать, иначе προ нее по всему околотку пронеслась бы дурная молва.
По обычаю предков, ученик, приближаясь к учителю, клал три земных поклона, а тот ударяя его легонько по спине три раза плеткой; мать после этого сажала сына за стол, вручала ему узорчатую костяную указку, и учитель, развернув азбуку, начинал великомудрое: "аз, земля, ерь-аз"! Мать увеличивала свой плач, прося учителя не морить сына за грамотой; когда учащийся усвоит это, тогда первый урок кончался. Учителя после трудов угощали, дарили подарками и провожали до ворот.
На другой день уже ученика отправляли с азбукой и указкой к учителю; при этом мать снабжала его огромным завтраком, а учителю посылала подарок; с этого момента он становился школьником.
Переход от азбуки к часослову и от него к псалтырю был настоящим праздником и для ученика и для учителя: оба получали денежные подарки.
Учились наши предки "долго, со многим трудом и биением". Эти слова Максима Грека могут быть приложимы и к данному времени. "Долго", ибо не скоро, ведь, учащийся поймет, какой звук и почему именно тот, а не другой из нескольких скрываемых под сложным названием буквы звуков; напр., почему эль ("люди") обозначает звук л, тогда как бэ ("буки") - б? почему "буки-аз" = "ба"? или "добро-есть" = "де"? Мало того, если слово длинное, то ученик не в состоянии был запомнить все слоговые части его и, приближаясь к концу, забывал ο начале их; для образца представим себе процесс чтения таким способом слова свидетельство: слово-веди-иже-сви; добро-ять-де-свиде; твердо-есть-люди-ерь-тель - свидетель; слово-твердо-веди-он-ство - свидетельство. Такое чтение "по верхам" давалось долго, лишь после упорной и мучительной работы. Чтение, наконец, затруднялось еще титлами и подтитлами. Α так как книги тогда не печатались, но переписывались, да еще на пергаменте, слова при этом писались без знаков препинания и слитно друг с другом, пока не окончится строка, то понять смысл так написанной фразы было очень трудно; потому переписывание сводилось, в сущности, на срисовывание, без всякого понимания переписываемого со стороны списывающего, с повторением старых и с прибавлением новых ошибок; к тому же скорописи еще не знали, и каждую букву приходилось тщательно вырисовывать ("уставное письмо"), и ее на бумаге, а на пергаменте (кожа). К чтению и письму, столь трудно дававшимся нашим предкам, изредка присоединялось еще чисто механическое, без понятия ο нумерации, изучение цифр до 1000, при чем арабские цифры еще не были известны, писали римские, или - же цифры изображались буквами, а после 100 приходилось прибегать к условным знакам. Из четырех действий на практике употреблялись лишь сложение и вычитание, умножение же, деление и особенно дроби усваивались с чрезвычайным трудом и очень редко применялись.
Преподавались предметы, конечно, без малейшего представления учителей ο какой-либо методике, ибо преподаватели были людьми, совершенно методически не подготовленными к своему делу; приходилось учащимся многое зазубривать наизусть, не понимая смысла изучаемого; поэтому учили с большим трудом (азбуку, часослов и псалтырь, напр., учили зимы три).
Дело обучения обыкновенно, даже в древнейший период, сопровождалось мерами физического воздействия - битьем, считавшимся, в духе средневекового аскетизма, лучшим и воспитательным средством.
Такой характер обучения соответствовал педагогическим идеалам того времени; а они почерпались главным образом не из Нового Завета, как бы следовало ожидать от христианского общества, но из Ветхого Завета (из притчей Соломона ж Премудрости Иисуса сына Сирахова) и у Иоанна Златоуста, притом еще понятого односторонне (в духе ветхозаветном и с подчеркиванием его аскетических тенденций), учивших, что дети не имеют самостоятельной ценности, как личности; прежде всего в питомцах надо внедрять "страх Божий", и они должны быть безответны пред родителями и старшими, что не надо останавливаться ни перед какими суровыми мерами для воздействия на них, для внушения им благочестия и послушания воли родительской (см. мою "Краткую историю педагогики", 2-ое изд., 44 - 45 стр).
Проблема формирования связной речи дошкольников в педагогической литературе
Вопросами развития связной речи дошкольников занимались многие ученые-педагоги. Первым затронул эту проблему К.Д. Ушинский в конце ХIХ века. Однако наибольшего расцвета методика развития речи в общем и развитие связной речи в частности достигли во второй половине ХХ века. Исследования в области свя ...
Динамика гендерных различий в уровне притязаний
детей старшего дошкольного возраста
Для изучения гендерных различий в уровне притязаний детей старшего дошкольного возраста нами была использована методика "Изучение уровня притязаний детей в разных видах деятельности" Г.А. Урунтасовой, Ю.А. Афонькиной. Данная диагностика включает в себя три серии, которые проводят по выбор ...
Самостоятельная работа учащихся, её признаки и
условия организации
самостоятельная работа младший школьник чтение Любая наука ставит своей задачей не только описать и объяснить тот или ной круг явлений или предметов, но и в интересах человека управлять этими явлениями и предметами, и, если нужно, преобразовывать их. Управлять и тем более преобразовывать явления мо ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.