Информация о педагогике » Развитие коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития » Диагностические методы и приемы развития коммуникативных навыков у детей с ЗПР

Диагностические методы и приемы развития коммуникативных навыков у детей с ЗПР

Страница 2

Метод проблемных ситуаций

Для развития коммуникативных отношений можно создать такие совместные эксперименты, в которых ребенок будет поставлен перед необходимостью решения социальной проблемы (поделиться или не поделиться со сверстниками, оценить их действия, разрешить конфликт и пр.) Подобные ситуации не являются простыми формами совместной деятельности, это – игры и действия рядом, в которых дети, начиная с 3-4 лет, могут проявить интерес к сверстнику, оценить его действия, оказывать поддержку и помощь.

На основании данных методов в последствии планировалась и проводилась коррекционная работа по привитию и развитию коммуникативных навыков у детей в группе. В качестве примера возможной проблемной ситуации я привожу игру:

Строитель – игра

В игре участвуют двое детей и воспитатель. Перед началом строительства предлагается детям рассмотреть конструктор и рассказать, что можно из него построить. По правилам игры один из детей должен быть строителем (т.е. осуществлять активные действия), а другой – контролером (пассивно наблюдающим за действием строителя). Детям предлагаю самостоятельно решить, кто будет строить первым, и соответственно будет исполнять роль строителя, а кто будет контролером – следить за ходом строительства. Конечно, каждый из них хочет сначала быть строителем. Если дети не могут самостоятельно сделать выбор, я предлагаю им воспользоваться жребием: угадать, в какой руке спрятан кубик конструктора. Угадавший ребенок назначается строителем и строит постройку по собственному замыслу, а другого ребенка я назначаю контролером, он наблюдает за строительством и вместе со мной оценивает его действия.

В ходе строительства я 2-3 раза поощряю ребенка строителя. Например: «Очень хорошо, отличный дом, ты замечательно строишь. Или наоборот, «Что-то у тебя странный дом получается, таких не бывает». Игра повторяется.

Эта игра была апробирована на занятии и имела положительный результат. Дети не поссорились, а наоборот, доброжелательно и спокойно отнеслись каждый к своей роли и друг другу. Поэтому при проведении дальнейшей коррекционной работы, направленной на развитие коммуникативных отношений между детьми, я рекомендую и другим воспитателям включать в свою работу игры подобного содержания.

Привожу пример еще одной игры, которая также была апробирована в ходе занятия. Эта игра называется

Мозаика

В игре также участвуют двое детей. Я даю каждому поле для выкладывания мозаики и коробку с цветными элементами. Сначала одному из детей предлагаю на своем поле выложить домик, а другому – наблюдать за действиями партнера. Здесь важно отметить интенсивность и активность внимания наблюдающегося ребенка. В процессе выполнения ребенком задания, я поощряю его действия и наблюдаю, выражает ли протест в ответ на поощрения другой ребенок или принимает их.

После того как домик завершен, я даю аналогичное задание другому ребенку. Во второй части проблемной ситуации предлагаю детям наперегонки выложить на своем поле солнышко. При этом элементы разного цвета распределены поровну: в коробочке одного ребенка преимущественно лежат желтые детали, а в коробочке другого – синие. Приступив в работе, один из детей вскоре замечает, что в его коробочке недостаточно желтых элементов. Таким образом, возникает ситуация, в которой ребенок вынужден обращаться за помощью к своему сверстнику, просить нужные для его солнышка желтые элементы.

После того, как оба солнышка готовы, я прошу сделать над солнышком небо. На этот раз необходимых элементов не оказывается в коробочке другого ребенка. Способность и желание ребенка помочь другому и отдать свою деталь, даже если она нужна ему самому, реакция на просьбы сверстников служат показателями сопереживания.

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Структура познавательной активности студентов
Говоря о понятии структуры, необходимо отметить, что в общенаучном смысле структура любого явления или процесса представляет собой определённое сочетание элементов и частей. Элементы находятся в определенном взаимоотношении: как в связи друг с другом, так и в связи между собой в целое, причем кажды ...

Психолого-педагогические основы работы в школе
Для того чтобы в полной мере охарактеризовать психолого-педагогические основы работы в школе стоит обратиться к структуре понятия. Оно сочетает в себе два основных направления реализующихся в процессе работы с учащимися, а именно психологическую и педагогическую составляющую. Провести четкую границ ...

Причины неуспеваемости камчатских школьников при изучении иностранного языка
неуспеваемость школьник иностранный язык Неуспеваемость - это, с одной стороны, ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы, а с другой, - социальная дезадаптация личности. Можно выделить три группы причин школьных неудач: со ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru