Информация о педагогике » Развитие коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития » Диагностические методы и приемы развития коммуникативных навыков у детей с ЗПР

Диагностические методы и приемы развития коммуникативных навыков у детей с ЗПР

Страница 2

Метод проблемных ситуаций

Для развития коммуникативных отношений можно создать такие совместные эксперименты, в которых ребенок будет поставлен перед необходимостью решения социальной проблемы (поделиться или не поделиться со сверстниками, оценить их действия, разрешить конфликт и пр.) Подобные ситуации не являются простыми формами совместной деятельности, это – игры и действия рядом, в которых дети, начиная с 3-4 лет, могут проявить интерес к сверстнику, оценить его действия, оказывать поддержку и помощь.

На основании данных методов в последствии планировалась и проводилась коррекционная работа по привитию и развитию коммуникативных навыков у детей в группе. В качестве примера возможной проблемной ситуации я привожу игру:

Строитель – игра

В игре участвуют двое детей и воспитатель. Перед началом строительства предлагается детям рассмотреть конструктор и рассказать, что можно из него построить. По правилам игры один из детей должен быть строителем (т.е. осуществлять активные действия), а другой – контролером (пассивно наблюдающим за действием строителя). Детям предлагаю самостоятельно решить, кто будет строить первым, и соответственно будет исполнять роль строителя, а кто будет контролером – следить за ходом строительства. Конечно, каждый из них хочет сначала быть строителем. Если дети не могут самостоятельно сделать выбор, я предлагаю им воспользоваться жребием: угадать, в какой руке спрятан кубик конструктора. Угадавший ребенок назначается строителем и строит постройку по собственному замыслу, а другого ребенка я назначаю контролером, он наблюдает за строительством и вместе со мной оценивает его действия.

В ходе строительства я 2-3 раза поощряю ребенка строителя. Например: «Очень хорошо, отличный дом, ты замечательно строишь. Или наоборот, «Что-то у тебя странный дом получается, таких не бывает». Игра повторяется.

Эта игра была апробирована на занятии и имела положительный результат. Дети не поссорились, а наоборот, доброжелательно и спокойно отнеслись каждый к своей роли и друг другу. Поэтому при проведении дальнейшей коррекционной работы, направленной на развитие коммуникативных отношений между детьми, я рекомендую и другим воспитателям включать в свою работу игры подобного содержания.

Привожу пример еще одной игры, которая также была апробирована в ходе занятия. Эта игра называется

Мозаика

В игре также участвуют двое детей. Я даю каждому поле для выкладывания мозаики и коробку с цветными элементами. Сначала одному из детей предлагаю на своем поле выложить домик, а другому – наблюдать за действиями партнера. Здесь важно отметить интенсивность и активность внимания наблюдающегося ребенка. В процессе выполнения ребенком задания, я поощряю его действия и наблюдаю, выражает ли протест в ответ на поощрения другой ребенок или принимает их.

После того как домик завершен, я даю аналогичное задание другому ребенку. Во второй части проблемной ситуации предлагаю детям наперегонки выложить на своем поле солнышко. При этом элементы разного цвета распределены поровну: в коробочке одного ребенка преимущественно лежат желтые детали, а в коробочке другого – синие. Приступив в работе, один из детей вскоре замечает, что в его коробочке недостаточно желтых элементов. Таким образом, возникает ситуация, в которой ребенок вынужден обращаться за помощью к своему сверстнику, просить нужные для его солнышка желтые элементы.

После того, как оба солнышка готовы, я прошу сделать над солнышком небо. На этот раз необходимых элементов не оказывается в коробочке другого ребенка. Способность и желание ребенка помочь другому и отдать свою деталь, даже если она нужна ему самому, реакция на просьбы сверстников служат показателями сопереживания.

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Роль педагогической практики в формировании у будущих учителей психолого-педагогических и методологических навыков
география педагогический практика методологический Содержание психолого-педагогической практики с учетом современных принципов обучения и воспитания, носит интегративный характер и предполагает: ознакомление с учебно-воспитательной работой школы; изучение личности и коллектива; воспитательную работ ...

Роль грамматики, её место среди аспектов языка
Обучение грамматике – один из важнейших аспектов обучения иностранному языку, так как полноценная коммуникация не может происходить при отсутствии грамматики. Нет сомнения, что знание грамматических правил необходимо для успешного владения языком. Но неизменный вопрос последних лет – должны ли мы о ...

Свободная педагогика Ж.Ж. Руссо
Ж.-Ж. Руссо считал, что на ребенка воздействуют три фактора воспитания: природа, люди и общество. Каждый из факторов выполняет свою роль: природа развивает способности и чувства; люди учат, как ими пользоваться; предметы и явления обогащают опыт. Все вместе они обеспечивают естественное развитие ре ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru