Информация о педагогике » Этапы проведения и оформления научных исследований » Две стадии развития мышления: донаучная и научная

Две стадии развития мышления: донаучная и научная

Страница 4

Переход к систематическому обучению в школе, к развивающему обучению изменяет ориентировку ребенка в окружающих его явлениях действительности. На донаучной стадии развития мышления ребенок судит об изменениях с эгоцентрических позиций, но переход к усвоению новых способов решения проблем меняет сознание ребенка, его позицию в оценке предметов и изменений, происходящих с ним. Развивающее обучение подводит ребенка к усвоению научной картины мира, он начинает ориентироваться на общественно выработанные критерии.

Человек понимал несовершенство практического мышления (сознания), поэтому целенаправленно двигался по пути его оттачивания и превращения в надежный инструмент в деле освоения и преобразования окружающей природы. И первый шаг, который им был сделан в этом направлении, был шагом в сторону создания особых средств с целью придания обыденно-практическим знаниям специализированный вид. Это стало возможным только в рамках определенной духовной (философской) деятельности, которая специализировалась на познании природы и человека. Философское осмысление окружающей действительности имело важное значение для человека в деле его утверждения как разумного существа. Однако философское исследование вещей и явлений, в силу специфики ее предмета и объекта познания, не могло дать объективно истинных знаний о них. По мере возникновения необходимости в таких знаниях, не только в собственно интеллектуальном, но и в практическом смысле, из философии стала отделяться относительно самостоятельная познавательная сфера, в рамках которой осуществлялось объективное исследование действительности и поиск закономерностей ее возникновения и развития с помощью специализированных средств и методов. С возникновением науки знания стали обретать истинностное значение, а истина становилась научной по мере ее обоснования специализированными средствами науки и “этим научное знание отличается от других форм утверждения истины - уверенности, мнения и т.п.”. Одновременно с этим процессом стали формироваться демаркационные черты научного и ненаучного знаний. Обоснованные научные знания стали обладать определенными атрибутивными свойствами - системностью, истинностью, интерсубъективностью, доказательностью и другими. С возникновением науки как специфической деятельности, ориентированной на производство и воспроизводство объективного знания, адекватно отражающего суть реальных связей и отношений и глубинные причинно-следственные зависимости объектов, формируется и соответвующий ей тип мышления - научное мышление. Научное познание осуществляется на основе точных методов установления, отбора, обобщения и организации. Следовательно, научное мышление представляет собой продукт сложного познавательного процесса, включающего в себя выделение объекта и предмета исследования, использование множества различных логических приемов и методов, специального языка. В научном познании мыслительные действия направлены на исследование глубинной сущности реального мира, связей и отношений его вещей и процессов, законов его существования и развития. В ходе сложных мыслительных операций познается становящийся и изменяющийся мир. Мышление позволяет объяснить не только существующее, но и предвидеть будущее, оперировать с потенциально возможным, а формируемые им знания отражают объективные законы и закономерности.

Наука и научное мышление тесно взаимосвязаны между собой, но не тождественны. Наука в целом является завершившимся процессом, результатом мыслительной деятельности. В этом плане наука выступает как сложившаяся система, содержание которой включает продукты деятельности мышления - аксиомы, постулаты, принципы, эмпирические факты и закономерности, гипотезы и теоретические законы, понятийно-категориальные структуры и методы. Научное же мышление есть определенный способ производства содержания этой системы. Развитие науки неотделимо от развития научного мышления. В познавательной деятельности они выступают как форма и содержание, и тем самым составляют единство противоположностей, неразрывно связанные собой и дополняющие друг друга. В основе их диалектического единства лежит противоречие между существующими наличными знаниями, с одной стороны, и мыслительной активностью, связанной с поиском и производством новых знаний, несоответствующих установившимся научным представлениям - с другой. Содержание более подвижно и активно, чем форма. Оно имеет тенденцию к постоянному развитию и совершенствованию. Непреодолимая тяга к проникновению в сущностное основание исследуемой реальности есть характеристика содержания, значит и научного мышления. Форма же тяготеет к устойчивости и стабильности, долгому сохранению качественной определенности. Это чревато обострением противоречий и может конце концов привести к ликвидации единства формы и содержания. Подобного рода конфликтные ситуации приводят к отрицанию старой формы - то бишь существующих форм знания - как консервативной и отжившей свое соответствие действительности. Диалектическое отрицание формы связано с удержанием положительного, ценностного и необходимого для становления новой системы связей и отношений. Формирование новой системы всегда сопряжено с активизацией мыслительной деятельности: идет процесс создания идеальных объектов, умозрительных конструктов, построения теоретических концепций с выведением новых законов. Смена старого и становление нового является непрерывным процессом, характеризующимся условие прогрессивного развития науки и мышления.

Страницы: 1 2 3 4 

Новые статьи:

Методы и приемы формирования умственной активности детей дошкольного возраста
Одним из приемов формирования умственной активности дошкольников является дидактическая игра, в которой одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. Это обусловлено потребностью смягчения перехода от одной ведущей деятельности к другой, а также тем, что в про ...

Реализация эмоционально-ценностного компонента образования
Методы для усвоения эмоционально-ценностного компонента должны отражать механизмы усвоения ценностей и эмоционального развития. Опыт эмоционально-ценностного отношения, усваиваемый в ходе и результате переживаний, связанных с определенными объектами, требует методов, которые в педагогической литера ...

Общая характеристика детей младшего школьного возраста
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде в ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru