Эмоции всегда связаны с ценностями. Содержательной основой эмоций являются ценности. Это обусловлено тем, что эмоции чаще всего направлены на определенный объект и связаны с выражением отношения к нему. Так нравственные эмоции напрямую связаны с нравственными ценностями, то же можно говорить об интеллектуальных, социальных, эстетических и других. Без соотнесения с ценностью объекта нельзя говорить о значимости или нежелательности тех или иных эмоции по отношению к нему.
Важную роль в реализации ценностей и в нормальном функционировании эмоциональной сферы личности играют механизмы волевого регулирования. Волевые качества личности принадлежат к ряду самых существенных, однако, сами по себе они могут иметь позитивное или негативное значение для общества. Это зависит от того, на реализацию каких ценностей человек направляет волевые усилия. Следовательно, определяющим и являются ценностные ориентации личности, обладающей этими волевыми качествами. Наличие волевых качеств означает только одно — человек владеет своим поведением, он хозяин своих действий и планов. Особый вопрос, что же это за планы. Воля — только средство достижения цели, или средство реализации ценностей. Без ее развития ценностные ориентации личности не получают нужного проявления.
Основываясь на теории И.К.Журавлева о содержательной и процессуальной стороне обучения мы считаем, что эмоционально-ценностный компонент состоит из неразрывно взаимосвязанных содержательной и процессуальной сторон. Содержательная сторона включает в себя то, что подлежит усвоению. В процессуальную входят те многообразные средства, которые способствуют усвоению содержания. В содержательной системообразующим являются ценности, а в процессуальной -эмоции. В содержании для усвоения важны все три элемента эмоционально-ценностного компонента: система ценностных ориентации, эмоциональные и волевые качества личности. Но ценности являются основным - системообразующим элементом. Ценности служат побудителями эмоционально-волевых проявлений, они являются содержательной основой эмоций. Сами эмоции значимы в образовании в том случае, если они адекватны общественно значимым ценностям.
Таким образом, моделируя систему эмоционально-ценностного компонента, мы в начале определяем, какие ценности необходимы для усвоения младшими школьниками. Затем - какие эмоциональные реакции необходимо пробуждать в связи с этими ценностями. То же можно сказать о волевых проявлениях. Волевые усилия личности являются значимыми только в том случае, если они направлены на социально значимые ценности. Следовательно, волевые качества личности формируются в деятельности по реализации ценностей. Кроме того, в некоторых случаях эмоции пробуждаются не для усвоения ценностей, а как самостоятельные процессы - для нормального функционирования эмоциональной сферы ребенка сюда относятся в основном такие эмоции как: неуспех, страх и т.д. Ребенок для своего нормального развития должен переживать всю палитру чувств, включая и отрицательные.
Особенности подготовки переводчиков
в России
Незаметно для российского переводческого сообщества все мы оказались лицом к лицу перед новыми задачами и требованиями. Молодое государство - Российская Федерация - принципиально по-новому строит свои отношения с остальным миром. Радикальным образом увеличилось число сфер взаимных интересов России ...
Констатирующий
эксперимент и его анализ
Экспериментальное исследование проводилось в логопедической подготовительной группе детского сада № 123 г. Тюмени. В исследовании участвовало 20 детей с ОНР III уровня, которые были распределены в экспериментальную и контрольную группы. Исследование состояния связной речи начиналось с изучения имею ...
Условия и средства развития
самоценности личности в процессе воспитания младших школьников
Эмоционально положительное отношение к самому себе («Я хороший»), лежащее в основе структуры личности каждого нормально развивающегося ребенка, ориентирует его на притязания соответствовать положительному этическому эталону. Индивидуальная эмоциональная нравственность в том, чтобы быть достойным са ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.