В отличие от идеального пейзажа составные части грозного, или бурного пейзажа сдвинуты со своего обычного места. Реки, облака, деревья – все рвется за свой предел одержимо буйной, разрушительной силой.
Устойчивые признаки бурного пейзажа:
Самый устойчивый – звуковой: шум, рев, грохот, свист, гром, вой ( «громады волн неслися с ревом», «ревела буря, дождь шумел»)
Черная мгла, сумрак – «все оделось черной мглою», «бездны в мраке предо мною»
Ветер – бушующий, прерывистый, все сметающий на своем пути: «и ветры в дебрях бушевали».
Волны, пучины – кипящие, ревущие – «клубятся, пенятся и воют средь дебрей снежных и холмов».
Дремучий лес или груды скал – «как вихорь, роющий поля, ломающий леса».
Трепет, дрожь мироздания, шаткость, крушение всех опор: «затрещал Ливан кремнист».
Основные элементы бурного пейзажа могут быть контрастно сопоставлены с «мирным» пейзажем. Вместо ясного неба – тучи, мгла. Вместо лужайки, поляны – чаща леса, груды скал.
Бурный пейзаж, как правило, покрыт мраком, поэтом в его обрисовке зрительные образы дополняются или даже вытесняются звуковыми. Бурный пейзаж соответствует эстетической категории «ужасного» и одновременно «возвышенного», а идеальный – категории прекрасного. «Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя. То как зверь она завоет, то заплачет как дитя…»
Унылый пейзаж
Унылый пейзаж пришел в поэзию с эпохой сентиментализма. Иначе этот пейзаж можно назвать элегическим – он тесно связан с комплексом тех грустно-мечтательных мотивов, которые составляю жанровую особенность элегии.
Унылый пейзаж занимает промежуточное место между идеальным и бурным пейзажем.
Основные черты унылого пейзажа:
Особый час дня: вечер, ночь или особое время года – осень, что определяется удалением от солнца, источника жизни.
Непроницаемость для взора и слуха, некая пелена, застилающая восприятие: туман и тишина.
Лунный свет, причудливый, таинственный, жутковатый, бледное светило царства мертвых.
Картина обветшания, увядания, тления, развалин.
Образы северной природы. Север – часть света, соответствующая ночи как части суток или осени, зиме как временам года.
Дождь – один из определителей унылого пейзажа. Дождя не может быть в идеальном пейзаже, потому что это признак ненастья, хмурого неба, но и в бурном пейзаже он не играет существенной роли, потому что его капанье слишком буднично, однообразно.
В унылом пейзаже нет ничего райского и ничего адского, он абсолютно посюсторонен, отдан течению времени, наглядный образ которого – дождь.
Конкретные технологии социально-педагогической деятельности
Полная социальная адаптация человека предполагает совокупность следующих адаптаций: - Организационная адаптация (содействие созданию для человека благоприятных условий для жизни и деятельности). Предусматривает использование методов организации практической деятельности и поведения индивида; - Экон ...
Выявление уровня освоения вычислительной деятельности детей старшего
дошкольного возраста с ОНР
Цель констатирующего эксперимента: выявить особенности освоения арифметических действий детьми старшего дошкольного возраста с ОНР (3 уровень). Задачи: 1. Проанализировать уровень арифметических действий в процессе решения арифметических задач. 2. Изучить календарно-тематический план воспитательно- ...
Принципы личностно – ориентированного профессионального обучения
В современной педагогике большинство исследователей выделяют две парадигмы образования: когнитивную и личностную. В соответствии с когнитивной парадигмой образование рассматривается по аналогии с познанием, а его процесс: постановка целей, отбор содержания, выбор форм, методов и средств обучения – ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.