Информация о педагогике » Использование компьютерных технологий в повышении эффективности учебного процесса

Использование компьютерных технологий в повышении эффективности учебного процесса

Страница 11

Многие специалисты полагают, что для современного этапа развития образования характерен переход от традиционных массовых средств информации (книги, кинофильмы, телевидение) к так называемым новым информационным технологиям - компьютеризированным системам хранения информации, лазерным каналам связи, микроэлектронным устройствам и т.д. Конструирование педагогической технологии предстоящего обучения означает системную проектировочную деятельность, позволяющую запрограммировать образовательные ситуации, деятельность субъектов обучения, а также со значительной степенью вероятности гарантировать желаемые результаты. Важные атрибуты педагогических технологий - это измеримость и воспроизводимость результатов.

Общая идея воспроизводимости учебных процедур, распространенная на весь учебный процесс, наводит на мысль о том, что он может сделаться независимым от «живого» учителя. Если ход обучения разбивается на полностью воспроизводимые учебные эпизоды, то в идеале преподаватель будет исполнять лишь роль организатора и консультанта обучающихся по работе с уже составленными материалами. Преподаватель при этом будет выступать как пассивный исполнитель «фирменного» дидактического проекта, причем, по мнению некоторых западных педагогов-технологов, его личность, культура и квалификация не играют особой роли. Это - крайнее выражение «технократического мышления», которое может оказаться для обучения весьма выгодным, привести к его дегуманизации.

Ниже обобщенно приведены важнейшие признаки педагогических технологий и соответствующие показатели их реализации (табл.1).

Таблица 1.

Признаки педагогических технологий и показатели их реализации

Признаки ПТ

Показатели их реализации

1. Системность (гармонизация це­лей, содержания и дидактического процесса)

Наличие научной психолого-педагогической основы (это может быть целостная теория или набор отдельных научных положений)

2. Воспроизводимость и гарантированность результата

Наличие диагностических целей;

наличие логически связанной системы предписаний (этапов), ведущей от целей к задачам и результатам

3. Система обратной связи

Наличие системы контрольных заданий, адекватным целям;

наличие алгоритма контроля (виды, цели, частота, способы контроля)

В теории и практике педагогической деятельности существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Каждый автор и исполнитель привносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное, поэтому и говорят, что каждая конкретная подобная технология выступает в качестве авторской. С этим можно согласиться.

По сущностным и инструментально значимым свойствам (например, целевой ориентации, характеру взаимодействия преподавателя и студента, организации обучения) выделяются следующие классы педагогических технологий.

По уровню применения: общепедагогические, частно-методические (предметные) и локальные (модульные) технологии.

По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные (сциентистские) и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения и другие разновидности.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12

Новые статьи:

Принципы личностно – ориентированного профессионального обучения
В современной педагогике большинство исследователей выделяют две парадигмы образования: когнитивную и личностную. В соответствии с когнитивной парадигмой образование рассматривается по аналогии с познанием, а его процесс: постановка целей, отбор содержания, выбор форм, методов и средств обучения – ...

Способы выявления учебных проблем в химии
Проблемное обучение — это развивающее обучение, так как мыслить человек начинает лишь тогда, когда у него есть потребность что-то понять. А такая потребность возникает лучше всего в условиях проблемного обучения. Следовательно, задача, которая стоит перед учителем в рамках проблемного обучения, — о ...

Психологический анализ урока в деятельности педагога
Педагогическая деятельность, как известно, может осуществляться в разных формах, среди которых особое место занимает урок (занятие) - основная организационная единица процесса обучения, где проходит совместная деятельность учителя и учащихся. Анализ урока является одним из важных способов осознания ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru