Известно, что любые образовательные концепции для своей реализации требуют создания определенной системы деятельности [139, 39, 122]. Последние должны быть достаточно вариативными и гибкими. Обычно такие системы называют методическими. Но если они задаются в более или менее жесткой алгоритмической последовательности с целью получения гарантированного результата, их именуют уже технологиями. Понятие «образовательные технологии», несмотря на их большую распространенность, довольно условно. Те виды технологий, которые применяются в учебном процессе, точнее называть не образовательными или обучающими, а педагогическими технологиями (ПТ).
Проблема различия технологий и методик до сих пор достаточно дискуссионная. Одни ученые полагают технологию формой реализации методики, другие говорят, что понятие технологии шире, чем методика. Однако скорее всего верным кажется заключение, что и технология, и методика обладают системностью (то есть в их основе должна лежать система научных законосообразных положений), но идеальная технология обладает жестко определенной системой предписаний, гарантированно ведущих к цели.
Методика же предусматривает разнообразие, вариативность способов реализации теоретических положений, а следовательно, и не предполагает гарантированности достижения цели, то есть даже идеальная методика не обладает высокой инструментальностью. Идеальная технология и идеальная методика бывают очень редко, любая дидактическая (педагогическая) система в зависимости от уровня ее инструментальности может быть ближе либо к технологии (высокий уровень инструментальности), либо к методике (низкий уровень инструментальности). Инструментальность педагогических технологий - это проработанность и алгоритмизация конкретных действий (начиная с постановки целей), определенность и четкость этапов, шагов, операций, ведущих к цели. Только в таких случаях обеспечиваются воспроизводимость технологии и гарантированность результата. Степень инструментальности может являться признаком приближения дидактической системы либо к технологии, либо к методике.
В свою очередь педагогические технологии также можно подразделять на прежние, обычные, традиционные и новые, нетрадиционные, которых сейчас разработано уже достаточно много. Так, Г.К. Селевко охарактеризовано более сорока технологий, применяемых в современном обучении, им же раскрыты их образовательные и развивающие возможности [122].
Для нетрадиционных (их еще называют условно активными и интенсивными) технологий характерны интенсивная подача материала, активная позиция и высокая степень самостоятельности обучающихся, постоянная внутренняя обратная связь (самоконтроль и самокоррекция), диалогичность, проблемность. Они, собственно, впитали в себя и развивают далее и многие черты эффективного традиционного обучения. Вот почему их лучше даже обозначать как современные.
Одно из первых определений педагогических технологий середины 50-х гг. прошлого века относилось к программированному обучению - это научное описание педагогического процесса (совокупность средств и методов), неизбежно ведущего к запланированному результату. Технология программированного обучения основывалась на теории бихевиоризма, в соответствии с которой учебная деятельность была организована по принципу: стимул (S) - реакция (К) - подкрепление (Р).
Сегодня предмет педагогической технологии в самом общем виде - это область знания, которая охватывает сферу практических взаимодействий преподавателя и слушателя в любых видах деятельности, организованных на основе четкого целеполагания, систематизации, алгоритмизации приемов обучения.
Тенденции современного исторического образования
Современные тенденции современного исторического образования отражены непосредственно в образовательном стандарте начального общего образования по окружающему миру. Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей: – развитие восприятия как умения наблюдать, вооб ...
Экспериментальная апробация и проверка эффективности использования СДО
Moodle для информатизации образовательного процесса
В этом разделе мы рассмотрим результаты внедрения СДО Moodle, и системы "Электронный деканат" версии 1.2 в государственном среднем общеобразовательном учреждении ЦО "Технологии обучения". После внедрения СДО Moodle в процесс образования он изменился, по нескольким параметрам. Ра ...
Особенности работы по изучению частей речи в начальных
классах
Система работы над темой "Имя существительное" (как и над другой грамматической темой) представляет собой целенаправленный процесс, предполагающий строго определенную последовательность изучения грамматических признаков и обобщенного лексического значения данной части речи, научно обоснов ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.