Реалии современного образования показывают, что любой педагогический коллектив, имеющий целью добиться положительных результатов в своей деятельности, стремится формировать собственные традиции. В каждой школе, в каждом классе непременно должны быть свои традиции. Традиции делают коллектив более сплоченным, а отношения между учителем и учениками более прочными. Поэтому формирование и укрепление школьных традиций является важной частью системы жизнедеятельности любого учебного заведения. А главным организатором жизнедеятельности класса был и остается классный руководитель. Его жизненные ценностные ориентации, педагогические воззрения и позиция, интересы и увлечения являются одним из наиболее существенных системообразующих факторов. Если основу личности классного руководителя составляют гуманистические ценности, то такие же ценностные ориентации преобладают в классе; если учитель занимает активную жизненную и педагогическую позицию, то и учащиеся класса отличаются активностью и самостоятельностью.
Порой под традициями подразумевают набор мероприятий, проводимых из года в год по более или менее схожим сценариям, но хороший педагог в этом вопросе должен занимать иные позиции. Для хорошего учителя традиции должны включать в себя создание, сохранение и передачу школьными поколениями коллективных ценностей, а также особую нравственную атмосферу в школе. За основу педагогической деятельности стоит принять идею ценности личности каждого ученика.
Традиция – это тайна класса, она сближает всех, роднит, создает тепло и уют классной семьи. Поэтому очень важно сохранить традиции и продолжить их. Желание педагога развивать традиции детского коллектива, последовательно их использовать в своей работе приводит к тому, что под влиянием традиции у учащихся формируются положительные привычки, ответственное отношение к порученному делу, окружающим людям, самому себе.
Количество и разнообразие традиций напрямую зависит от творческих способностей учителя. Творческий учитель – «это тот, кто открывает, умудряет и одобряет» (Н. Рерих). У В.И. Даля творчество – творение, сотворение, созидание как деятельное свойство. Творчество выражается в осознании педагогом собственной уникальности и способности адаптации своих личностных свойств и качеств к профессиональной деятельности, развитии через эти свойства и качества педагогических умений. Творческая деятельность – это процесс создания новой информации или продукции с высокими показателями их количества и качества с наименьшей затратой времени и сил (А.И. Кочетов). Существенно новым в развитии педагогического творчества является так называемая креативная направленность обучения и воспитания, суть которой состоит в смене ценностных ориентаций, в установке на рефлексивно-творческое освоение новых знаний, продуктивное их внедрение и творческое использование. На основе этого можно сформулировать качества, присущие творческому педагогу: нацеленность на формирование творческой личности; способность к сочувствию, сопереживанию; артистизм; создание проблемных ситуаций; умение возбуждать вопросы детей и т.д. В зависимости от того, обладает ли педагог данными качествами или нет, можно судить о его творческих способностях, а, следовательно, и о том, сможет ли педагог создать традиции внутри своего класса. В качестве традиций класса могут выступать такие мероприятия, как День рождения класса, Литературная гостиная, Фотоальбом класса, Дневники достижений и т.д.
Для поддержания традиций внутри своего класса классный руководитель должен обязательно учитывать возрастные особенности учащихся. Дети должны с желанием и интересом принимать традиции. Ни в коем случае педагог не должен их навязывать как обязательное правило. Поэтому для того, чтобы добиться принятия всеми учениками традиций, классному руководителю нужно суметь грамотно, доступно и убедительно доказать учащимся необходимость поддержания традиций класса.
Стоит отметить, что не все педагоги способны создать и поддерживать традиции в своем классе. Некоторые классные руководители в большей степени уделяют внимание вопросам успеваемости, посещаемости и т.д. В то время как другие учителя стремятся к появлению и закреплению все новых и новых классных традиций. Такие педагоги всегда пытаются взять большую часть работы на себя, они в любой момент готовы помочь советом и делом.
Таким образом, такой классный руководитель может считаться преуспевшим в своем деле. Достижение данной цели требует не только творческих способностей, но и умения правильно применять эти способности.
Классификация методов обучения
В дидактике и частных методиках существуют различные классификации методов обучения, зависящие от того, какой существенный признак положен в основу классификации. Наиболее принятой в настоящее время в дидактике является классификация методов по характеру познавательной деятельности, которую орга ...
Значение овладения устной речью
Формирование устной речи является важнейшим условием психического и речевого развития слабослышащих детей. Устная речь - наиболее естественное и удобное средство повседневного контакта с окружающими людьми. В развитии человека устная речь формируется раньше других форм речи. На ее основе позднее ск ...
Теория контекстного обучения А.А. Вербицкий
Суть теории: достаточно широкое распространение в профессиональном (высшем и среднем) образовании получает в настоящее время «знаково-контекстное», или «контекстное», обучение. В этом направлении обучения учебная информация предъявляется в виде учебных текстов («знаков»), а сконструированные на осн ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.