Информация о педагогике » Формирование у младших школьников умения наблюдать в процессе проведения экскурсии » Выявление уровня сформированности умения наблюдать и наблюдательности у младших школьников в процессе проведения экскурсии

Выявление уровня сформированности умения наблюдать и наблюдательности у младших школьников в процессе проведения экскурсии

Страница 1

В опытно-экспериментальной работе участвовали 10 детей 7-8 лет, учащиеся 1 класса средней общеобразовательной школы № 1 г. Сокола.

С целью выявления уровня сформированности умения наблюдать и наблюдательности у детей младшего школьного возраста в процессе проведения экскурсии нами была проведена диагностическая методика выявления уровня развития наблюдательности Буровой Л.И. [2; 70].

Наблюдательность характеризуется у человека целенаправленным восприятием окружающего мира с выделением не только основных, главных признаков, но и незаметных, существенных свойств и признаков явлений природы и общества.

Уровень сформированности умения наблюдать определяется по следующим показателям:

Умение целенаправленно подчинять своё восприятие природы соответственно поставленной задаче;

Полнота наблюдения (разносторонность рассмотрения свойств и состояний объекта или явления);

Сбор информации всеми органами чувств и фиксация результатов

Планомерность(определённая последовательности рассмотрения объекта или явления);

Тонкость (умение подмечать малозаметные компоненты объекта);

Интерпретация (осмысление воспринятого в свете прежнего субъектного опыта);

Саморегуляция (отношение к наблюдаемому и оценка своей деятельности).

Применялись следующие методики:

Цель:

выявить особенности наблюдения и наблюдательности детей младшего

школьного возраста.

1. Описание реального объекта (Приложение 1):

Методика выполнения задания:

В процессе наблюдения за объектами живой природы в ходе экскурсии младшим школьникам можно предлагать ответить на следующие вопросы:

Что такое?

Где ты встретил . в природе?

С кем связан в природе?

Что ты почувствовал при встрече с ним?

Нуждается ли в помощи человека?

2. Нахождение недостающих деталей на двух рисунках (Приложение 2)

Методика выполнения задания:

Детям было предложено внимательно рассмотреть два сходных рисунка и назвать отсутствующие детали объекта живой природы на одном из рисунков.

3. Определение животных но контурам (Приложение 3)

Методика выполнения задания:

Детям было предложено назвать насекомых по контурному рисунку (1. бабочка, 2. стрекоза, 3. паук, 4. муха, 5. жук, 6. комар).

На основании данных показателей и анализа полученных результатов выделены следующие уровни сформированности умения наблюдать:

1 уровень (очень низкий) - учащиеся не могут следовать задаче наблюдения, легко меняют установку наблюдения, отвлекаются на яркие признаки, восприятие слабо дифференцированное и бедное, выделяют только несколько броских признаков, чаще воспринятых зрением; интерпретация выражена слабо, не могут увязать наблюдаемое с субъектным опытом без помощи учителя; отношение к наблюдаемому чаще нейтральное или положительное, но интереса к собственное деятельности не проявляет.

2 уровень (низкий) - учащиеся выделяют основные черты объекта, но часто несущественные, не могут самостоятельно вести наблюдение, но помощь учителя воспринимают охотно, характеризуют объект наблюдения при постановке дополнительных вопросов.

3 уровень (средний) — для учащихся характерно целенаправленное восприятие, наблюдения ведутся многими органами чувств, учащиеся подмечают малозаметные компоненты наблюдаемого объекта, характерно осмысление наблюдаемого в свете субъектного опыта, интерес не пропадает в течение всего наблюдения.

4 уровень (высокий) — учащиеся самостоятельно ведут целенаправленное восприятие, дают полную характеристику наблюдаемого объекта, наряду с существенными показателями подмечают малозаметные компоненты, наблюдается интерес в продолжение наблюдения.

Результаты сформированности умения наблюдать учащихся первого класса представлены в диаграмме:

Страницы: 1 2

Новые статьи:

Освоение культурологического образа в начальной школе
Социокультурное и кросскультурное пространство младшего школьника включает в себя кроме невербальных языков (хореография, музыка, искусство) и вербальных языков (мифология, фольклор своей страны и других стран), также язык социокультуры семьи и класса (язык семейного общения, язык общения в классе, ...

Рекомендации по организации самостоятельной работы переводчика
Самостоятельная работа переводчика- процесс непрерывный, так как свойства человеческой памяти подразумевают отнесение какой-либо информации на второй и третий план, что затрудняет постоянное удержание активного словарного запаса переводчика на высшем уровне. Помимо этого, язык сам по себе является ...

Возрастные особенности развития познавательной сферы младших школьников
Осуществляя эстетическое воспитание, необходимо знать и учитывать возрастные особенности развития познавательной сферы младших школьников. Мышление является наиболее сложным познавательным психическим процессом, свойственным только человеку. Мышление - очень сложная и многосторонняя психическая дея ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru