Если учителю удалось мобилизовать внимание в начале урока, то ему уже легче заставить у старших школьников не отвлекаться и в дальнейшей работе. Но здесь необходимо максимально заставить включиться в работу всех у старших школьников, иначе отдельные ученики начнут отвлекаться и отвлекать других. Можно ставить отметку и тем, кто отвечал, и тем, кто направлял и развивал ответы.
При таком методе работы опрос происходит быстро, продуктивно, учитель успевает выяснить уровень знаний многих у старших школьников. Изложение учителем нового материала тоже требует целесообразных приёмов, чтобы внимание у старших школьников не ослабевало. Важными условиями для этого являются уяснение задачи урока, содержательность изложения, активность у старших школьников в процессе объяснения, понимание значения того, что изучается. Материал лучше воспринимается, его более внимательно слушают учащиеся, если учитель расчленяет его на разделы и подразделы. Очень заинтересовывает у старших школьников и привлекает их внимание проведение параллелей и сравнений.
Классная доска одно из средств приближения внимания у старших школьников. Очень полезно записывать на доске тему урока, незнакомые слова [1, с.149 ].
Невнимательность у старших школьников во время объяснения нового материала нередко возникает вследствие того, что ученики считают, что всё это они могут прочитать дома по учебнику. Поэтому, даже вполне дисциплинированные и хорошо успевающие ученики, если рассказ учителя малоинтересен, отвлекаются, занимаются посторонними делами, разговорами. Чтобы не получить замечания, дети могут делать вид, что слушают учителя. Это происходит потому, что учитель не проверяет, были ли они внимательны во время его рассказа, или же спрашивает только тех, кто, желая ответить, поднимает руку. Благодаря этому, важная часть урока для некоторых у старших школьников полностью или частично пропадает [1, с. 153].
Большую роль для мобилизации внимания у старших школьников имеет речь учителя. Речь преподавателя должна отличаться чёткостью, выразительностью, ясностью и доступностью изложения. Плохо, если речь учителя бывает слишком громкой, крикливой. Это не способствует мобилизации внимания у старших школьников. Негромкая речь издаёт более сложную обстановку в классе, заставляя у старших школьников лучше слушаться учителя. Говоря о речи учителя, надо указать и на значение отдельных его приёмов, имеющих назначение привлекать внимание у старших школьников. В одних случаях учителя при изложении учебного материала не прибегают ни к каким замечаниям и действиям, призывающих у старших школьников к вниманию. В других случаях они поступают по-другому:
1. Делают паузу перед началом какого-либо вопроса.
2. Повышают голос.
3. Прибегают к жестам с целью сосредоточения внимания у старших школьников на какой-либо мысли и т. д.
Наблюдения показывают, что применение таких частых приёмов бывает весьма эффективным, даёт возможность учителю овладеть вниманием класса [1, с.159 ].
Важнейшим вопросом воспитания является выработка у у старших школьников привычки внимательно работать над выполнением домашних заданий. Именно в процессе выполнения домашних заданий он приучается работать самостоятельно, вырабатывает те навыки, которые будут так необходимы ему в течение жизни [1, с.165 ].
Задача учителя состоит в том, чтобы воспитывать у старших школьников с первых же дней обучения достаточно ответственное и серьёзное отношение к домашним заданиям. Очень помогают привлечение у старших школьников к проверки выполнения заданий у своих товарищей, для чего выделяются лучшие школьники. Изложив задание на дом, учитель проверяет, все ли ученики уяснили, что от них требуется, и записано ли ими полученное задание. Большая проблема на уроке мобилизация внимания у старших школьников при повторении пройденного. Для старших школьников, знающих материал, это скучное занятие, которое кажется им ненужным, для тех, кто всё перезабыл, повторение тяжёлая и неприятная работа. Задача учителя сделать повторение интересным и полезным на уроке. Для этого при повторении важно применить новые иллюстрации, заинтересовать у старших школьников приведением знаний в порядок, в определённую систему, чтобы они хорошо запоминались. Важно, чтобы повторение не было пассивным, а активным процессом, чтобы ученики не только пересказывали материал, но и придумывали примеры, отвечали по-новому на вопросы [1, с.171 ] .
Внимание это важнейший динамический показатель протекания всех психических процессов. Именно поэтому внимание можно рассматривать как основу успешной познавательной деятельности. Учителю надо не только хорошо знать свой предмет, но и уметь сделать его достоянием своих у старших школьников. "Иные люди много знают, - говорил М. И. Калинин. Я знаю много людей, которые великолепно владеют предметом, а если назначить такого человека учителем, он не сумеет хорошо свой предмет изложить. Надо не только знать свой предмет, но и уметь изложить его так, чтобы он хорошо воспринялся слушателями" [54, с.89].
Особенности безопасности современного бизнеса
Так сложилось, что многие предприниматели в решении вопросов обеспечения безопасности своего бизнеса полагаются на опыт ветеранов спецслужб. Некоторые думают, что стоит взять на работу бывшего сотрудника МВД или КГБ, и всё будет сделано, как надо. Безусловно, опыт и полезные связи, приобретённые за ...
Психолого - дидактические основы обучения по теме "Площади фигур"
Для успешного преподавания математики каждому учителю необходимо учитывать возрастные особенности школьников. Осуществление дидактических принципов обучения также является условием успешного обучения. Рассмотрим подробнее важнейшие дидактические принципы обучения математике с учетом специфики темы ...
Дедуктивный и индуктивный методы умозаключения
Рассмотрим основные формы умозаключений, характерные для логического мышления. Таких форм не так уж много: это индукция, дедукция и аналогия. Вкратце их можно охарактеризовать следующим образом. Индукция - это вывод о множестве, основывающийся на рассмотрении отдельных элементов этого множества. Де ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.