Работа учителя на уроке строится с учётом ряда методических требований. Даже если учитель будет полностью соблюдать эти требования, у него могут возникнуть трудности в том отношении, что отдельные, недисциплинированные старшие школьники будут невнимательны к учебной работе. Но, если в классе значительная часть не внимательна, это говорит о серьёзных недостатках в самой методике преподавания [1, с.115].
Для того, чтобы урок отвечал всем методическим требованиям, учителю необходимо тщательно к нему подготовиться, подобать яркий и содержательный материал, подумать об отдельных у старших школьников, об их особенностях, о приёмах поддержания внимания на уроке, переключения при переходе от одного вида работы к другой. Для организации внимания у старших школьников на уроке необходимо, чтобы урок прежде всего отличался содержательностью, чтобы теория давалась в единстве с практикой.
Хороший урок заставляет у старших школьников сосредотачиваться не только в силу интереса к учебному материалу, но и в следствии удовольствия, получаемого ими от приобретения знаний. Но пробудить интерес у у старших школьников не легко. Здесь имеет место и правильное составление плана урока, и форма подачи материала и темп объяснения, и учёт индивидуальных особенностей у старших школьников [1, с.117].
Важно также соблюдать и гигиенические и организационные требования к учебной работе (перед уроком класс должен быть проветрен, необходимые для урока предметы, мел, тряпка, наглядные пособия и т. п. Должны быть на своём месте). Учащиеся должны подготовиться к уроку на перемене, чтобы не тратить на это время урока. Ничто не отвлекает внимания у старших школьников, как беспорядочная суетливая подготовительная работа к уроку во время самого урока [1, с.123].
Весьма важным условием мобилизации внимания является готовность воспринимать, ожидание чего-либо. Поэтому учителю необходимо перед сообщением нового материала оживить, восстановить в сознании у старших школьников пройденный ранее материал. Новый урок почти всегда должен представлять собой естественное продолжение и развитие предыдущих уроков. В этих целях предыдущее занятие полезно закончить вопросом, ответ на который будет дан на следующем уроке. У старших школьников надо заставить вспомнить этот вопрос и немножко подумать над ним. Это сразу заинтересует у старших школьников, мобилизует их внимание.
Важным условием мобилизации внимания у старших школьников на уроке является темп работы. Живой, ускоренный темп ведения занятий лучше мобилизует внимание, так как ученик занят усвоением материала и у него меньше возможностей для возникновения ненужных ассоциаций, влияние посторонних внешних раздражителей и т. д. Но учитель не должен сам спешить и торопить у старших школьников, так как торопливость приводит к невнимательности, ошибкам. При замедленном темпе работы нервные процессы в коре полушарий протекают неинтенсивно и возникающие там очаги оптимального возбуждения оказываются менее устойчивыми.
Остановимся кратко на некоторых частях урока. Особенно большое значение имеет его начало. От того, насколько правильно, а потому и успешно начат урок, зависит нередко весь его дальнейший ход. После перемены, ученики должны быстро переключиться на серьёзную работу. Задача учителя преодолеть эмоциональное возбуждение ребят.
Иногда в присутствии учителя в классе продолжается шум [1, с.130].
Некоторые педагоги, занимаясь журналом, терпеливо ждут тишины другие начинают урок при шуме, рассчитывая, что объяснение материала мобилизует внимание и разговоры прекратятся. Вряд ли можно считать эти проблемы правильными. На пассивное ожидание тишины уходят драгоценные секунды, и даже минуты. Более правильно поступают те учителя, которые ни на минуту не остаются пассивными зрителями того, что происходит на уроке, и никогда не говорят при шуме в классе, а требуют тишины и внимания. Дети привыкают к этому и успокаиваются сразу при входе учителя. Урок пройдёт значительно лучше, если с самого его начала внимание у старших школьников будет привлечено, во-первых, сообщением учителя с цели урока, во-вторых, чем-либо интересным, не только показом и рассказом учителя, но и увлекательным заданием, которое они должны выполнить. Тут сразу же мобилизуется внимание у старших школьников, которое и дальше будет поддерживаться [1, с. 139].
Учителю бывает трудно поддерживать внимание при проверке домашнего задания. Проверять в классе домашнее задание надо быстро и так, чтобы все ученики принимали в этом участие.
Для мобилизации внимания надо умело проводить и устный опрос у старших школьников. Причём важно избегать фиксации внимания у старших школьников на то, кого спросят. Поэтому нельзя сначала называть фамилию младшего школьника, а затем ставить вопрос. Целесообразно сначала поставить вопрос всему классу затем вызвать младшего школьника и обязательно привлекать у старших школьников, чтобы каждый думал и готовился к ответу. Тогда весь класс сосредоточится на работе. После опроса учитель ставит ученику отметку. К ней тоже особый подход. Это не только средство учёта успеваемости. Отметка мажет и должна побуждать младшего школьника быть внимательным на уроке. Поэтому её можно ставить не только в результате очередного опроса, когда проверяются знания школьника, когда он вызван к доске, но и за краткие ответы с места, за поправки и дополнения к тому, что сказал товарищ. Это заставит у старших школьников быть внимательными, готовыми к ответу в течение всего урока. Только не стоит отметку по успеваемости ставить с учётом поведения учащегося, например снизить из-за плохой дисциплины. Нельзя смешивать оценки знания и поведения. Иначе у младшего школьника появится мысль о несправедливости к нему со стороны учителя [1, с.141].
Анализ исследований педагогической деятельности в аспекте системного
подхода
Сущность и структура педагогической деятельности, а также связанная с ними продуктивность — один из актуальнейших вопросов педагогической науки и практики. Обычно научный анализ этих важных феноменов заменяется общими рассуждениями о педагогическом искусстве. Научный анализ педагогической деятельно ...
Концепция университета
Средневековый университет несомненно был продуктом именно западноевропейской средневековой цивилизации. В определенном смысле его предшественниками были некоторые учебные заведения классической древности: философская школа в Афинах (4 в. до н. э.), школа права в Бейруте (3-6 вв.), императорский уни ...
Самостоятельная работа учащихся, её признаки и
условия организации
самостоятельная работа младший школьник чтение Любая наука ставит своей задачей не только описать и объяснить тот или ной круг явлений или предметов, но и в интересах человека управлять этими явлениями и предметами, и, если нужно, преобразовывать их. Управлять и тем более преобразовывать явления мо ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.