Дополнительные возможности для развития способностей учащихся и привития им интереса к информатике и ее приложениям предоставляют различные внеклассные формы занятий по информатике. Они могут быть нацелены на развитие определенных сторон мышления и черт характера учащихся, иногда не преследуя в качестве основной цели расширения или углубления фактических знаний по информатике. Такое расширение происходит как бы само собой, как результат возникшего интереса к предмету. [Морозевич, 2001: 201-218]
Таким образом, под «внеклассной работой» по информатике надо понимать занятия, проводимые во внеурочное время, основанные на принципе добровольного участия и призванные решать три основные задачи:
1) углубить теоретические знания и развить практические навыки учащихся, проявить математические способности;
2) способствовать возникновению у большинства учеников, привлечение некоторых из них в ряды «любителей» информатики;
3) организация досуга учащихся в свободное от учебы время.
Внеклассные занятия по информатике могут быть построены как на материале лишь косвенно связанном со школьной программой, так и на материале, непосредственно примыкающем к работе в классе, но не дублирующем эту работу в рамках общеобязательного минимума.
Реализация перечисленных целей частично осуществляется на уроках. Однако в процессе внеклассных занятий, ограниченных рамками учебного времени и программой, это не удается сделать с достаточной полнотой. Поэтому окончательную и полную реализацию этих целей я переношу на внеклассные занятия этого вида.
Между учебно - воспитательной работой, проводимой на уроках, и внеклассной работой существует тесная взаимосвязь: учебные занятия, развивая у учащихся интерес к знаниям, содействуют развертыванию внеклассной работы, и наоборот, внеклассные занятия, позволяющие углублять эти знания, повышают успеваемость учащихся и их интерес к учению. Однако внеклассная работа не должна дублировать учебную работу в классе, иначе она превратится в обычные дополнительные занятия.
Говоря о содержании внеклассной работы с учащимися, интересующимися информатикой, отмечаю следующее:
· Традиционная тематика внеклассных занятий обычно рассматривает такие вопросы, которые хотя и выходят за рамки официальной программы, но и имеют много точек соприкосновения с рассматриваемыми в ней вопросами.
· Разнообразная подача материала эмоционально воздействует на учащихся. Дополнительные сведения познавательного характера способствуют активности учащихся, что, на мой взгляд, является решением основной проблемы в получении качественных знаний.[ Могилев, 2003: 158]
Значение внеклассной работы по информатике с младшими школьниками состоит в следующем:
1. Различные виды этой работы в их совокупности содействуют развитию познавательной деятельности учащихся: восприятия, представлений, внимания, памяти, мышления, речи, воображения.
2. Она помогает формированию творческих способностей учащихся, элементы которых проявляются в математической или логической смекалке, при проведении на внеклассных занятиях соответствующих игр.
3. Некоторые виды внеклассной работы позволяют детям глубже понять роль компьютера в жизни человека.
4. Внеклассная работа содействует воспитанию коллективизма и товарищества (в связи с работой по выпуску стенгазет с помощью компьютера и соответствующего программного обеспечения, при организации командных соревнований по проведению игр и т.д.)
5. Главное же значение различных видов внеклассной работы состоит в том, что она помогает усилить интерес учащихся к изучению компьютера, содействует повышению познавательной деятельности учащихся.
По сравнению с классно – урочной формой внеклассная работа по информатике имеет ряд особенностей:
1. По своему содержанию она строго не регламентирована государственной программой.
2. Если уроки во всех отношениях планируются на 45 минут, то внеклассные занятия в зависимости от содержания и формы проведения могут быть рассчитаны и на 2 – 3 минуты, и на целый час ( с минутками отдыха и паузами на выполнение заданий без компьютера).
3. Для внеклассной работы учащиеся могут объединяться в группы, обучаясь либо в одном и том же классе, либо в разных классах.
4. Внеклассная работа характеризуется многообразием форм и видов: групповые занятия, кружки, выпуск газеты или информационного бюллетеня , викторины и олимпиады т.д.[ Лыскова, 2007: 89 ]
Природа детской агрессивности
Формы асоциального поведения разнообразны и могут проявляться в агрессивности, деструктивности, дерзости, мстительности, преднамеренном неповиновении, уклонении от выполнения неприятных дел, различных формах воровства. Причины и механизмы всех этих нарушений различны и по-разному обнаруживаются у д ...
Отличие литературной сказки от народной
Определив в предыдущем параграфе понятие литературной сказки, ее основные черты, особенности и отличие от народной (фольклорной), представляется необходимым рассмотреть подробнее эти отличие. Как следует из предыдущего параграфа, настоящей работы, ситуация с трактовкой понятия "литературная ск ...
Исследование диагностических методик развития речи слабослышащих детей 3-4
лет
Развитие речи у детей играет особую роль в раннем и дошкольном возрасте и позволяет включить ребенка в естественное общение с другими детьми и взрослыми, сформировать соответствующие возрастным периодам формы общения. Одними из наиболее значимых при исследовании развития речи слабослышащих детей яв ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.