Художественно-эстетическое воспитание при общении с литературой есть, прежде всего, воспитание творческого слушателя и читателя, развитие литературно-творческих способностей детей. С воспитанием навыков творческого слушания и чтения развиваются и общий творческий потенциал ребенка [11].
У детей можно отметить образность восприятия действительности. Живость воображения дошкольника абсолютное достоинство; нельзя, скажем, говорить, что фантазия ребенка богаче фантазии взрослого. Живость детского воображения не координируется знанием закономерностей окружающей жизни. Исходя из этого, можно назвать главную задачу литературно-творческого развития детей: развивая характерное для детей воображение, делать его в то же время более содержательным, ос насыщенным знаниями закономерностей окружающего мира, т.е. воспитывать умного и внимательного слушателя и, затем, читателя.
Творческое освоение литературного произведения происходит в процессе его восприятия. С дошкольниками оно может быть организовано как слушание текста какого-либо произведения, читаемого воспитателем, педагогом, аудиозапись и т.д. Слушание исполняемого литературного произведения заставляет более внимательно относиться к художественному тексту, вслушиваться в него, переживания носят определённый коллективный характер, поскольку рядом сидят такие же слушатели, это объединяет, настраивает чувства, возвышают их [45].
Уровень восприятия литературного произведения, как и любого другого, зависит от уровня общего развития ребёнка, от его начитанности, интересов и потребностей. Неразвитый интерес к литературе проявляется в поверхностности восприятия, во внимании только к событийной стороне произведения, равнодушии к поэтическим, художественным элементам. Такому читателю наиболее сложная, богатая мыслью и чувством, глубинная основа произведения оказывается непонятной. Культурный читатель рассматривает сюжет, конфликт, фабулу читаемой книги как средство увидеть в живой, образной форме жизнь той нравственной и эстетической идеи, которая волнует художника, и которая стала основой произведения.
Ребенок с развитым и творческим восприятием подходит к слушанию вдумчиво, внимательно, следит за развитием сюжета. Ему раскрывается глубина каждой строки, ее поэтичность, он способен понять движение мысли автора, различает отношение автора к своим героям, выделяет наиболее близкие мировоззрению художника мысли и идеи. По существу, такой ребенок как бы заново создает в своем воображении литературное произведение, выступая как бы со-творцом автора: в воображении ребенка оно воссоздается вновь, обретает формы живой духовной жизни, интенсивно им переживается. В процессе восприятия проявляются способности аналитической оценки, выявляются ориентации читателя на определенные нравственные и эстетические идеалы, по его кругу чтения уже можно судить об отношении к жизни, о его характере, об определенных чертах его мировоззрения.
Развитие восприятия требует:
- постоянного пополнения знаний ребенка о литературе, как виде искусства;
- развития способности к эмоциональной отзывчивости, духовно-нравственного отношения к жизни, высокой требовательности к своей жизни, запросам и потребностям.
Полнота восприятия – необходимое условие адекватного и полноценного восприятия литературного произведения, это отдаленный, хотя и достижимый, идеал. В процессе развития эстетического восприятия нужно учитывать, что в каждом возрасте надо опираться на те психологические и познавательные возможности, которые достигнуты в предшествующем развитии. Восприятие обогащается более активно, когда в основе его развития лежит достижимая цель, когда соблюдается преемственность как в психолого-физиологическом, так и в духовном развитии ребенка [7].
Иcтория создания
«Домострой» - один из важнейших памятников древнерусской светской литературы, который был создан как синтез нескольких жанров в эпоху становления русской государственности в первой половине царствования Ивана IV Грозного. Его рождению предшествовал длительный период складывания текста на основе сам ...
Словарная работа - один
из эффективных методов работы по развитию связанной речи у умственно отсталых
детей
Внешне сходные проявления нарушения речевой деятельности и бедности связанной речи могут иметь разный характер и затрагивать различные компоненты речевой деятельности. Логопед должен путем тщательного специального обследования, прежде чем приступить к коррекционной работе, выяснить характер нарушен ...
Особенности понимания и решения арифметических задач детьми с ОНР
Суть современного развивающего методического подхода к обучению ребенка решению задач состоит в том, что методика желает сформировать у учащегося самостоятельную учебную деятельность, в том числе и в плане решения задач. Иными словами, речь идет не о том, чтобы научить ребенка узнавать и решать огр ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.