Методика «Классификация».
Цель – исследование логичности мышления.
По результатам проведения контрольного этапа эксперимента получены следующие данные (см. таблица 7).
Таблица 7 – Результаты проведения методики «Классификация» в двух экспериментах
Классифицировано понятий |
Количество детей (в %) | |
констатирующий эксперимент |
контрольный эксперимент | |
менее 30% |
1 (8%) |
4 (33%) |
нет классификаций |
11 (92%) |
8 (67%) |
Из приведенной таблицы видно, что на этапе контрольного эксперимента количество детей выполнивших задание менее, чем на 30%, увеличилось с 1 человека до 4, что на 25% больше, в то время как количество не справившихся с заданием сократилось с 11 человек до 8, что, соответственно, на 25% меньше по сравнению с констатирующим этапом эксперимента.
На диаграмме результаты выглядят следующим образом (см. рисунок 7).
Рисунок 7 – Результаты проведения методики «Классификация» в двух экспериментах
Из рисунка 7 видно, что 3 детей (25%) улучшили способность классификации.
Диагностика «Сравнение».
Цель – исследование способности сравнивать.
По результатам проведения методики получены следующие данные (см. таблица 8).
Таблица 8 – Результаты проведения методики «Сравнение» в двух экспериментах
Классифицировано понятий |
Количество детей (в%) | |
констатирующий эксперимент |
контрольный эксперимент | |
менее 30% материала |
1 (8%) |
3 (25%) |
сравнений не выполнено |
11 (92%) |
9 (75%) |
Из приведенной таблицы видно, что на этапе контрольного эксперимента количество детей выполнивших задание менее, чем на 30%, увеличилось с 1 человека до 3, что на 17% больше, в то время как количество не справившихся с заданием сократилось с 11 человек до 9, что, соответственно, на 17% меньше по сравнению с констатирующим этапом эксперимента.
На диаграмме результаты выглядят следующим образом (см. рисунок 8).
Рисунок 8 – Результаты проведения методики «Сравнение» в двух экспериментах
Из рисунка 8 видно, что 2 детей (17%) улучшили способность сравнивать предметы.
Таким образом, экспериментальное изучение особенностей мышления у детей с умеренной умственной отсталостью показало, что анализ предметов они проводят бессистемно, пропускают ряд важных свойств, вычленяя лишь наиболее заметные части. В результате такого анализа они затрудняются определить связи между частями предмета. Устанавливают обычно лишь такие зрительные свойства объектов, как величину, цвет. При анализе предметов выделяют общие свойства предметов, а не их индивидуальные признаки.
Из-за несовершенства анализа у них затруднен синтез предметов. Выделяя в предметах отдельные их части, они не устанавливают связи между ними, поэтому затрудняются составить представление о предмете в целом.
Ярко проявляются специфические черты мышления у умственно отсталых в операции сравнения, в ходе которого приходится проводить сопоставительный анализ и синтез. Не умея выделить главное в предметах и явлениях, они проводят сравнение по несущественным признакам, а часто – по несоотносимым. Затрудняются устанавливать различия в сходных предметах и общее в отличающихся. Особенно сложно для них установление сходства. Так, сравнивая ручку и карандаш, они отмечают: «Похожи тем, что длинные, а еще у них кожа одинаковая».
Отличительной чертой мышления умственно отсталых является некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. Они, как правило, не понимают своих неудач и довольны собой, своей работой. Для всех умственно отсталых детей характерны сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления. Умственно отсталые обычно начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, без внутреннего плана действия, при слабом самоконтроле.
Анализ полученных результатов
В апреле было проведено итоговое контрольное обследование детей. Цель обследования : выявить динамику овладения связной речью детьми пятого года жизни в результате опытного обучения, сравнить результаты констатирующего и формирующего экспериментов. Нами было обследовано 12 детей. Для обследования б ...
Этапы становления и характерные особенности и педагогико-риторического
идеала
В основу теории общей и педагогической современной риторики была положена система общериторических систем и понятий, где ключевое положение принадлежит категории риторического идеала. Сущность античного представления о прекрасном выражена понятием гармония, которое, в частности, определяет и черты ...
Характеристика описательной речи у детей 5 года жизни по результатам
констатирующего эксперимента
Исследование проблемы развития связной речи и постановка опытно-экспериментальной работы осуществлялась на базе дошкольного образовательного учреждения. Для проведения эксперимента были выбраны дети 5 года жизни, так как именно этот период дошкольного возраста является сензитивным для развития связ ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.