После коррекционного этапа нами была повторна проведена диагностика по тем же методикам.
Для диагностики мы выделили исследование:
схематического мышления посредством теста Когана;
логичности мышления посредством методик, исследующих:
способность обобщать – «Обобщение понятий»,
способность классифицировать – «Классификация»,
способность сравнивать – «Сравнение».
Тест Когана.
Цель – исследование схематического мышления.
В качественном отношении по итогам контрольного этапа эксперимента результаты распределились на четыре основные группы:
1 ребенок (8%) распределил фигуры по двум признакам одновременно: по цвету и по форме;
3 детей (25%) распределили фигуры по цвету;
3 ребенок (25%) разложил часть фигур по форме;
5 детей (42%) не смогли сконцентрировать свое внимание в должной степени и, таким образом, не выделили среди фигур ни их принадлежности к цветовым группам, ни к группам по форме.
Для большей наглядности изобразим полученные результаты в виде таблицы (см. таблицу 5).
Таблица 5 – Результаты теста Когана в двух экспериментах
Распределение фигур |
Количество детей (в%) | |
констатирующий эксперимент |
контрольный эксперимент | |
по форме и цвету |
0 |
1 (8%) |
по форме |
3 (25%) |
3 (25%) |
по цвету |
1 (8%) |
3 (25%) |
отсутствует |
8 (67%) |
5 (42%) |
На контрольном этапе эксперимента один ребенок справился с классификацией по двум признакам одновременно, что на 8% больше, чем на этапе констатирующего эксперимента, количество детей, распределивших предметы по цвету, осталось на прежнем уровне – 3 детей (25%), количество детей, распределивших предметы по форме, увеличилось на 2 человека и составило 3 детей (25%), количество детей, не увидевших ни одного признака для распределения фигур по группам, сократилось с 8 детей (67%) до 5 детей (42%).
Изобразим полученные данные в виде диаграммы (см. рисунок 5).
Рисунок 5 – Результаты теста Когана в двух экспериментах
Как видно из рисунка 5, на этапе контрольного эксперимента был выявлен 1 ребенок, способный удерживать 2 признака при классификации, выросло количество детей, увидевших один признак для распределения, сократилось количество детей, не увидевших основания для распределения фигур по группам.
Методика «Обобщение понятий».
Цель – исследование логичности мышления.
По результатам контрольного этапа эксперимента нами были выделены 2 группы детей (см. таблицу 6).
Таблица 6 – Результаты проведения методики «Обобщение понятий» в двух экспериментах
Обобщено понятий |
Количество детей (в %) | |
констатирующий эксперимент |
контрольный эксперимент | |
менее 30% |
2 (17%) |
7 (58%) |
нет обобщений |
10 (83%) |
5 (42%) |
Из приведенной таблицы видно, что на этапе контрольного эксперимента количество детей выполнивших задание менее, чем на 30%, увеличилось с 2 человек до 7, что на 41% больше, в то время как количество не справившихся с заданием сократилось с 10 человек до 5, что, соответственно, на 41% меньше по сравнению с констатирующим этапом эксперимента.
На диаграмме результаты выглядят следующим образом (см. рисунок 6).
Рисунок 6 – Результаты проведения методики «Обобщение понятий» в двух экспериментах
Из рисунка 6 видно, что 5 детей (41%) улучшили способность логической операции обобщения.
Индивидуально-психологические особенности детей
Младший школьник - еще маленький человек, но уже очень сложный, со своим внутренним миром, со своими индивидуально-психологическими особенностями. Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств - легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Н ...
Определение жанра литературной сказки по словарям и
энциклопедиям
Сказка принадлежит к числу самых популярных жанров искусства слова. Для того чтобы дать определение сказке, как литературному жанру необходимо обратиться к толковым словарям и энциклопедиям. Поскольку слово "сказка" используется в русском языке в разных значениях, представляется ненужным ...
Внеклассная работа - одна из форм повышения знаний по информатике
Внеурочное время может использоваться учителями-предметниками для решения комплекса задач по вовлечению школьников в удивительный мир науки. Расширение и углубление знаний и умений по предмету, повышение интереса учащихся к информатике как одному из предметов естественнонаучного цикла, повышение ур ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.