И третий фактор: в процессе обсуждения положения в современной школе все чаще звучит тезис о том, что обучение в школе – это, прежде всего, формирование нравственной личности [21,с.28].
Итак, исследователи выявили, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, перед детьми раскрывают общечеловеческие нормы нравственности, учат их азбуке морали. Применительно к начальной школе может быть достигнут такой уровень нравственного развития, когда ребенок поступает нравственно не только на людях, но и наедине с самим собой. В этом возрасте ребенок способен оценивать свое поведение, опираясь на нравственные нормы, которые приняты им.
В младшем школьном возрасте рождается социальное Я ребенка и это изменение самосознания приводит к переоценке ценностей: все, что имеет отношение к учебной деятельности, оказывается ценным, то что связано с игрой, - менее важным. В поведении в это время утрачивается детская непосредственность. Потребность стать взрослым у младшего школьника принимает вид стремления быть хорошим учеником. При этом чаще всего младшие школьники - неосознанные эгоисты, у которых недостаточно развито чувство уважения, ответственности и долга перед товарищами, родителями.
В этот период отношения с учителем в первую очередь определяют поведение младшего школьника, при этом у ребенка преобладает оптимистическая установка на совершенство взрослого человека. Исследователи также отмечают динамичность нравственных представлений младшего школьника: они меняются от нравственного максимализма (ребенок имеет категоричные представления о добре, зле, справедливости, убежден в их незыблемости и неизменности) к нравственному релятивизму (ребенок понимает относительность своих нравственных представлений). Причем чем старше ребенок, тем меньше его нравственные представления зависят только от поведения и внушения взрослых. Сверстники тоже активно помогают друг другу в толковании и оценке нравственных правил и ценностей, утверждаемых взрослыми. По мнению Л. И. Божович в этот период у ребенка возникают «моральные инстанции» – ступени поэтапного принятия индивидом системы моральных, нравственных норм и ценностей общества, которые способствуют формированию у него чувства долга – основного морального мотива, уже непосредственно побуждающего ребенка на конкретное поведение.
Нарушение формирования грамматического строя речи у детей с ОНР
Ведущим механизмом формирования грамматического строя речи является овладение ребенком закономерностями языка, языковыми обобщениями, что позволяет трансформировать смысл в речевые действия. Грамматические операции процесса порождения речи являются чрезвычайно сложными и предполагают достаточно выс ...
Живопись в система изобразительного искусства
Вид изобразительного искусства, произведения которого создаются при помощи красок, нанесенных на плоскую поверхность, является живопись. Именно цвет является главным выразительным средством живописи. Другие ее средства – рисунок, фактура красочной поверхностей, выразительность мазков художника, ком ...
Детская художественная литература как средство развития театрализованной
игры
Художественная литература как «искусство слова», – один из видов искусства, включающийся в способности отражения действительности посредством слова, вызывающего в сознании наглядные образы. Слово – не единственный знак, который вызывает в человеке наглядные представления. Это наблюдается и в пиктог ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.