Информация о педагогике » Развитие самоценности личности в процессе воспитания младших школьников » Педагогическая сущность формирования самоценности в системе духовно – нравственных ценностей человека

Педагогическая сущность формирования самоценности в системе духовно – нравственных ценностей человека

Страница 5

Под «ценностью» понимаются такие объекты и явления, которые воплощают в себе общественные идеалы, придающие смысл человеческой деятельности и имеющие личную значимость для субъекта. С точки зрения Е.С. Махлах, ценность выступает как объект, явление духовной или материальной культуры человечества. Проблема ценностей не абстрактна. Положительное или отрицательное отношение к процессам и событиям, происходящим в обществе и государстве, к поведению людей - это постоянное обращение к собственным жизненным ценностям. Не может быть человека без каких-либо ценностей, которыми он живёт или к которым он стремится [7, с. 154].

Ценность может выступать в трёх основных ипостасях: 1) как общественный идеал (общечеловеческий уровень); 2) как идеал человеческой деятельности; 3)как личностные критерии мотивации поведения. (Необходимо подчеркнуть, что это не «вещи», а те значения, которые придаются чему-либо людьми.) В ценностных понятиях субъекты осознают своё отношение к другим людям. Ценности людьми переживаются. Они характеризуют отношение людей к целям, которые люди ставят перед собой, поэтому ценностными оказываются и желания, и стремления, и надежды людей. Ценности характеризуют социальный уровень человеческой психики, т.е. субъективную реальность.

В аксиологической литературе «ценность» определяется как «положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, группы, общества в целом, определяемая не их свойствами, самими по себе, а их вовлечённостью в среду человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений» [2]. Здесь подчёркивается несколько моментов: во-первых, ценность выявляется только в процессе акта взаимодействия субъекта (человека, общества) с объектом (предметом, процессом, явлением), выступает как нечто способное удовлетворить потребность субъекта, имеющую для него значение в данных условиях. Во-вторых, ценность - социальное свойство, связанное с общественными отношениями. Будучи объективной по содержанию, она выполняет определённую общественную функцию. В-третьих, ценность может переходить из потенциальной формы в актуальную, действительную.

Ведущие ценностные ориентации, как правило, группируются в единую устойчивую систему, которая выступает основой мировоззрения. Исследователи выделяют мифологическую, религиозную, естественнонаучную и философскую формы мировоззренческой системы.

Когда ценностные ориентации становятся руководящим мотивом поведения человека в повседневной жизни и профессиональной деятельности, их относительная устойчивость освобождает личность от необходимости реагировать и приспосабливаться к случайным влияниям. Человек становится более уверенным в себе, своих выборах, становится более аутентичным.

Система ценностных ориентации личности включает три компонента: 1) когнитивный, или познавательный, который связан с выражением взглядов, мнений, интересов, убеждений личности; 2) эмоциональный, характеризующий степень значимости ценностей; 3) поведенческий, отражающий готовность к тому или иному виду действия.

В выявлении общечеловеческих ценностей, как показывает Н.Д. Никандров, основополагающую роль играет моральный кодекс ценностей добродетелей, прошедший через века (античная философия и калокагатия, Библия и Коран, Стоглава и Домострой), варианты и комбинации которых присутствуют в разных системах. В последнее время сравнивают ценности, характерные для российской и западной цивилизации. Так, И.Н. Ионов находит, что в Европе получили развитие городские буржуазные ценности, а в России - общинные, коллективистские [2, 7, 22].

Обзор общечеловеческих ценностей не позволяет определить единую иерархию ценностей. Тем не менее, получившая известность с XVIII века триада ценностей – «истина - добро – красота» по своему значению для человеческого существования отличается стабильностью, и эти ценности имеют право быть названными высшими. Они содержат соответственно мировоззренческие, этические, эстетические идеи. Н.О. Лосский абсолютными ценностями называет тетраду: истина - добро - красота – свобода [5, 18].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новые статьи:

Социально-педагогическая работа в системе дополнительного образования с трудными подростками
В настоящее время система дополнительного образования детей России продолжает развиваться. Она востребована детьми всех возрастных категорий. Достаточно сказать, что за 8 последних лет сеть учреждений дополнительного образования детей увеличилась на 3,3%; контингент обучающихся возрос на 3,2 млн. д ...

Методические рекомендации по проведению самостоятельной работы
Для правильного проведения самостоятельной работы следует пользоваться методическими рекомендациями. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкой формулировкой цели работы. Недооценка этого требования приводит к тому, что учащиеся, не поняв цели работы, дел ...

Теория программированного обучения Л.Н. Ланда, В.В. Оконь
Суть теории: программированное обучение – это не только обучение с помощью различных обучающих машин, обучающих устройств. Программированное обучение может быть как машинным (с применением технических средств), так и безмашинным. Главное -- обратная связь в системе «учитель – ученик» и непрерывный ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru