Система высшего образования является бесспорным и мощным фактором социального прогресса, определяющим судьбу страны на большую перспективу. В век триумфа информационных технологий, неконтролируемого развития техногенной цивилизации, технизации человека в субстратном и функциональном аспектах роль высшего образования особенно актуализируется. Именно оно определяет качество того интеллектуального потенциала, который способен генерировать новые идеи для создания более совершенных систем управления и организации, «создавать Человека», способного осуществить прорыв в новое социальное измерение. Современный мир подходит к такому состоянию, когда дальнейшая судьба человеческой цивилизации будет определяться интеллектуально-образовательным потенциалом человека и общества.
Традиционная миссия высшего образования – сбережение, развитие, распространение знаний и социального опыта различных форм путем научного исследования и интеллектуального творчества. Она касается точных, естественных, гуманитарных и общественных наук и предусматривает учет потребностей общества, его экономического, социального и культурного развития в русле крупных мировых тенденций, который прогнозируется на ближайшие годы. Она включает в себя задачу развития эндогенного потенциала человечества к усвоению и применению имеющихся и созданию новых знаний. Что касается собственно образовательной деятельности, то перед ней стоит задача профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов, формирование ответственных, просвещенных и активных граждан. В связи с этим, актуальность исследования данной проблемы обусловлена тем, что техническое образование является одной из базовых областей системы высшего профессионального образования. Его состояние оказывает решающее влияние на развитие экономического потенциала страны, рост производства и формирует образ государства на международной арене. С интенсивным развитием в России рынка труда, государственного и частного секторов экономики актуальность проблемы подготовки студентов инженерных вузов возрастает, так как политехническое образование должно гарантировать не только уровень подготовки инженеров, соответствующий международным стандартам, но и способность инженера адаптироваться к рыночной экономике. В настоящее время перед высшей школой стоит задача подготовки инженеров, обладающих знаниями, соответствующих последним достижениям научно-технического прогресса. На это направлены мероприятия по перестройке высшего и среднего специального образования в стране, главной целью которых является повышение качества подготовки специалистов.
Важным утверждением для данного исследования является то, что среди всех фундаментальных наук, определяющих современный научно-технический прогресс, физике принадлежит особая роль в подготовке выпускников высших учебных заведений к активному и деятельному участию в современном производстве. Необходимость совершенствования физического образования в высших учебных заведениях обуславливается развитием самой физики как науки, возрастанием ее роли в развитии смежных наук и культуры общества.
При этом актуальным также является аспект проблемы - взаимосвязь фундаментальной и профессиональной подготовки специалистов, профессиональной направленности общетеоретических дисциплин. В процессе изучения общетеоретических дисциплин в техническом вузе необходимо не только сообщить студентам систему научных знаний, но и вооружить их целым рядом профессионально значимых умений и навыков познавательного и практического характера. В частности физика, как одна из общетеоретических дисциплин, является не только теоретико-экспериментальной наукой, но и основой техники и технологии.
Психолого-педагогические особенности трудных подростков
Главное содержание подросткового
возраста составляет
его переход от детства к взрослости. Этот переход подразделяется на два
этапа
подростковый возраст и юность (ранняя и поздняя). Однако хронологические границы этих возрастов часто определяются совершенно по-разному. Процесс акселерации нарушил пр ...
Направления эстетического воспитания младших школьников на уроках трудового
обучения
Теоретический анализ и эмпирическое исследование позволили выделить следующие основные направления эстетического воспитания младших школьников на уроках трудового обучения: 1) создание благоприятных условий труда; 2) постановка цели труда; 3) выбор объекта труда; 4) эстетический анализ предметов. Р ...
Работа социального педагога в детских реабилитациоонных центрах
Деятельность специализированных учреждений отнесена к компетенции органов социальной защиты населения. Первичная профилактика и ранняя коррекция поведения ребенка и родительско-детских отношений осуществляются общеобразовательными учреждениями, досуговыми социально-педагогическими центрами, центрам ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.