Качественное различие инновационного и традиционного обучения

Страница 2

Эти субъектно-субъектные отношения гуманизируют педпроцесс во всех его частях. Доминантой инновационного обучения является гуманизация мышления и действий педагога и обучаемого: она проявляется в ином, чем прежде, подходе к учебному материалу; она меняет стиль общения педагога и воспитанника в сторону диалога и сотрудничества; она изменяет личность и учителя, и ученика, меняет мотивацию учения последнего и психолого-педагогическую культуру первого (Рис. 1.6).

Рис. 1.6. Направление процесса гуманизации обучения инновационного типа

Инновационных педагогических систем сейчас существует много, но все они имеют общий знаменатель: вовлеченность субъектов в целеобразование; исследовательская, проектная деятельность педагогов и их воспитанников; индивидуализация функций и субъектов совместной деятельности; появление новых диалоговых форм и оформление инновационных педагогических практик как саморазвивающихся педагогических систем (Рис. 1.7).

Рис. 1.7. Различие уровней между традиционными и инновационными практиками на уровне педагогических систем

Отношения между субъектами в инновационной педагогической системе развиваются по горизонтали, то есть, осуществляются как партнерство, как система взаимодополнительных связей.

Отношения в традиционной педагогической системе оформляются как авторитарные, поскольку цель системы - создать педагогические ситуации подчинения и приучения учеников, приспособить учеников к системе (см. рис. 1.8).

Рис. 1.8. Различие между традиционными и инновационными практиками на уровне педагогической деятельности

Таким образом, между инновационной и традиционной педагогическими практиками имеется кардинальное различие по трем диагностическим признакам:

· по способам целеобразования;

· по типам педагогической деятельности;

· по способам связи участников совместной деятельности.

На рис. 1.5 показано, что инновационная школа находится под влиянием госзаказа, даже если она пространственно отделилась от общеобразовательной школы. Поэтому инновационные практики - это всегда практики перехода, движения от исполнения госзаказа к смысло - и целепорождению, переход от авторитаризма к партнерству, переход от функционально-иерархических связей к взаимодополнительным. Изменение системных оснований практики и особенности субъектов практики порождают столкновение традиций и инноваций. Следовательно, любая инновационная практика существует как проблемно-семантическое поле и оформляется в систему через интеграцию директивно задаваемых целей и возникающих у субъектов идей развития. Эта проблемность и интеграция и характеризуют особенности инновационной практики.

В рамках инновационного обучения создаются условия развития личности, осуществляется ее право на индивидуальный творческий вклад, на личностную инициативу, право на свободу саморазвития. Позиция продуктивной личности в отличие от позиции личности потребительской формируется только в атмосфере свободы, в приобщении к культуре интеллекта, в отношениях сотрудничества и взаимопомощи равных.

Педагогическая инновационная деятельность включает в себя мотивы и стратегические цели, педагогическое взаимодействие и способы его осуществления. Центральным звеном деятельности педагога является фасилитационное педагогическое общение, установка на сотрудничество, диалог.

В содержании педагогической деятельности можно выделить три уровня ее реализации: виды деятельности, типовые задачи, профессионально-педагогические умения. Профессионально-педагогические умения, обусловливающие высокий профессионализм и мастерство педагогов, мы называем ключевыми квалификациями педагога высшей школы. Актуальным сегодня становится поиск путей и способов развития ключевых квалификаций преподавателей.

Большими возможностями для реализации личностно ориентированной парадигмы образования обладают все инновационные технологии обучения, поскольку на их основе легче всего согласовать проблемы гуманизации и гуманитаризации вузовского образования с государственными образовательными стандартами.

Инновационное обучение в вузах характеризуется как непрерывный процесс создания, распространения и использования новшеств, способных удовлетворять современный спрос потребителей. При этом новизна разработок должна подтверждаться актами внешних рецензий (экспертиз), патентами, лицензионными свидетельствами.

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Метод беседы
Это один из важных экскурсионных методов, который применяется с целью обобщения знаний о наблюдаемом учащимися объекте, уяснения словесных сообщений учителя и для обобщений. Беседа предполагает вопросы и ответы учителя и учащихся. При правильной ее постановке обеспечивается активная мыслительная де ...

Методические рекомендации воспитателю по формированию знаний об аквариумных рыбках посредством наблюдения
Цель формирующего эксперимента:расширение, повышение уровня знаний об аквариумных рыбках в процессе наблюдения у детей старшего дошкольного возраста. Занятия проводятся в течении одного месяца 1 раз в неделю по 30 – 35 минут, с 11 детьми старшего дошкольного возраста. 1. Занятие «Наблюдение за рыбк ...

Проблемы диагностики и развития внимания младшего школьника
Известно, что хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие школьники имеют лучшие показатели развития внимания. При этом специальные исследования показывают, ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru