Современное образовательное пространство состоит из 2-х типов педагогических процессов - инновационных и традиционных.
Если рассматривать вуз как тренировочную площадку с программой обучения, заданной социальным заказом, то связь педтехнологий с факторами современного социального заказа в системе высшего образования можно представить следующей таблицей (см. табл.1.2) [6].
Таблица 1.2.Связь педагогических технологий с социальным заказом
Элементы инновационных педагогических технологий |
Факторы современного социального заказа системе высшего образования |
1. Формирование в учебных процессах целостной позиции: "студент – субъект образования: индивид – личность – человек". |
Целостное восприятие окружающего мира как "био-социо-дух" и ощущение единства с ним, формирование в современном специалисте гуманистической позиции и экологической культуры. |
2. Овладение студентами технологией самоопределения в учебном процессе. |
Овладение технологией принятия решений, свободой выбора, умением адаптироваться в условиях перемен. Овладение технологией прогнозирования ситуаций, предупреждения чрезвычайных событий (вместо преодоления последствий). |
3. Использование при составлении программ технологии структурирования содержания по модульной системе. |
Овладение культурой системного подхода в социальной деятельности, овладение мировоззренческим принципом дополнительности вместо борьбы противоположностей, овладение моделью устойчивых систем; овладение позицией "человек свободный" в условиях выбора; преодоление линейного догматического мышления, овладение культурой планетарного мышления. |
4. Использование технологии разрешения проблем как методологической основы методов в учебном процессе. |
Преодоление потребительской позиции в жизнедеятельности; преодоление расхождения слова и дела, их несоответствия здравому смыслу; толерантность в суждениях, общении, действиях. |
5. Использование приемов самооценки результативности педагогического взаимодействия как овладение рефлексивной культурой. |
Целостное восприятие процесса и результата деятельности, повышение уровня развития, дозированное стремление к лучшему качеству жизни. |
6. Использование работ в малых группах как наиболее эффективной модели образования. |
Овладение технологией формирования команды в соответствии с социокультурными нормами, овладение технологией демократического общения как технологией "горизонтальных" коммуникаций. |
Инновация - это теоретически обоснованное, целенаправленное и практико-ориентированное новшество, которое осуществляется на 3-х уровнях: макроуровне, мезоуровне и микроуровне.
На макроуровне инновации затрагивают изменения во всей системе образования и приводят к изменению ее парадигмы. Как правило, они являются следствием изменений, происходящих в обществе (стране, мире, социуме). Смена индустриальной цивилизации на постиндустриальную меняет запросы общества во всех сферах жизни, и меняет тем самым тип культуры (см. рис. 1.1).
Рис. 1.1. Слагаемые культуры
На мезоуровне инновации направлены на изменения в образовательной среде региона, в конкретных учебных заведениях. В основном речь идет о создании новых учебных заведений на базе новых концептуальных подходов. Сегодня в России можно выделить 4 типа учебных заведений как средних, так и высших: элитарные учебные заведения, конъюнктурные учебные заведения, экспериментальные и традиционные учебные заведения [12].
Руководство и лидерство в коллективе
В структуре организации коллектива действует система руководства и подчинения. Социально-психологической основой этой системы является дифференциация положения личности в группе. Каждый член группы в соответствии со своими деловыми и личностными качествами, своим статусом, то есть закрепленными за ...
Развитие методики преподавания в начальной школе
Рассмотрим современную ситуацию, сложившуюся вокруг включения историко – обществоведческих знаний в образовательное пространство начальной школы. До недавнего времени историческое образование начиналось в основной школе с V класса пропедевтическим курсом истории Отечества. Историческая пропедевтик ...
Методические основы развития речевой деятельности младших школьников
Речь – один из видов общения, который необходим людям в их современной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, в образовании. Она обогащает человека, служит предметом искусства. Речь – результат согласованных действий многих областей головного мозга: механизмов, восприни ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.