Цель данного исследования – выявление уровня математической готовности к обучению в школе у современных старших дошкольников двух групп – целенаправленно занимавшихся до этого элементарной математикой и не принимавшие участия в подобных программах.
Задачи:
- сформировать и мотивировать к участию в эксперименте две выборки будущих первоклассников;
- выявить и сравнить уровень развитости элементарных математических представлений у детей из разных выборок;
- сформулировать выводы;
- дать практические рекомендации родителям и педагогам детей, давших в исследовании отрицательный результат - по совершенствованию математических представлений.
Предмет исследования – математическая готовность как важный критерий общей готовности будущих первоклассников к школе.
Объект исследования – старшие дошкольники, готовящиеся к поступлению в первый класс школы; первая выборка – дошкольники, на протяжении старшего дошкольного возраста участвовавшие в реализации специальной программы по развитию элементарных математических представлений (программа Л.И.Кляузер [14], см. приложение 2), вторая – дошкольники, в реализации этой и подобных программ участия не принимавшие (педагоги и родители на протяжении старшего дошкольного возраста занимались с ними математикой, но неструктурированно, время от времени).
Гипотеза: реализация целенаправленных занятий, образующих в своей совокупности программу дошкольной математической подготовки, обеспечивает лучшее развитие элементарных математических представлений дошкольников, по сравнению с реализацией неструктурированных, периодических занятий.
В качестве диагностического метода работы были выбраны индивидуальные креативные занятия с каждым ребенком. То есть, сущность этих занятий не была задана каким-то диагностическим шаблоном. Главное было – зафиксировать (в том числе документально), насколько развиты у детей математические представления. «Шаблонной» точкой был лишь список таких представлений, а именно:
(Согласно Л.И.Кляузер, готовый к обучению в школе ребенок):
– Умеет выделять и сравнивать признаки различных предметов и явлений с помощью разнообразных способов обследования.
– Определяет простейшие изменения, связи, зависимости между объектами по форме, величине составу (часть – целое), количеству, пространственному расположению (на предметном и числовом уровне).
– Знает последовательность первых десяти чисел и место каждого числа в порядке натурального ряда.
– Различает количественный и порядковый счет в пределах десяти.– Умеет для каждого числа называть предыдущее и следующее за ним число, продолжать счет, как в прямом, так и в обратном порядке от любого заданного числа.
– Умеет сравнивать стоящие рядом в числовом ряду числа (в пределах десяти).– Знает состав чисел первого десятка из двух меньших чисел и отдельных единиц.– Умеет различать и читать печатные цифры, соотносить их с соответствующим множеством предметов, заданных с помощью числовых фигур и предметных картинок или количеством звуков.
– Составляет и решает задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользуясь арифметическими знаками действий.
– Знает монеты достоинством 1, 2, 3, 5, 10 копеек.
– Умеет измерять и сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте) с помощью условной мерки.
– Имеет представление о разнообразии общепринятых способов измерения. Осуществляет сериацию предметов по величине. Правильно называет элементарные геометрические фигуры (вершина, сторона, угол).– Умеет распознавать круг, треугольник, четырехугольник (квадрат, прямоугольник).– Имеет представление о многоугольнике. Понимает геометрические понятия: линия, точка, прямая, луч, отрезок, ломаная линия, угол (прямой, острый, тупой).
– Знает горизонтальные, вертикальные линии. Умеет пользоваться линейкой, трафаретами.
– Определяет свое местонахождение среди окружающих объектов. Умеет ориентироваться в пространстве (вверху, внизу, впереди, сзади, перед, за, между, рядом, слева, справа) и на листе бумаги.
Педагогическая деятельность Л.Н.Толстого в Яснополянской школе
Л.Н. Толстой писал: "Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу оборванных, грязных, худых детей с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, вроде того, который испытывал бы при виде тонущих людей . И тонет тут самое дорогое, именно то духовное, которо ...
Красночикойский профессиональный лицей № 22
Красночикойский профессиональный лицей №22 реорганизован из СПТУ в Лицей приказом Министра образования 18 августа 1990 года. Лицензии на право ведения образовательной деятельности в сфере профессионального образования от 24 января 2000 года за №А549066 (НПО), от 19 июня 1999 г. №3933 (СПО) Красночи ...
Педагогика как наука
Общекультурное и смысложизненное (мировоззренческое) самоопределение личности, а для педагога и профессиональное, предполагает ее ориентацию в глубинных пластах той части культуры человечества, которую составляет педагогика. Она имеет длительную историю, неотделимую от истории человечества. Свое на ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.