Таким образом, формируя конкурентоспособность личности у студента, вышеперечисленные авторы считают необходимым формировать:
· систему устойчивых личностных качеств, создающих возможность успешного выполнения деятельности;
· профессиональную направленность личности;
· систему целеполагания;
· самосознание личности как представителя определенной профессиональной общности.
По мнению Л.М.Митиной, "развитие конкурентоспособной личности - это развитие рефлексивной личности, способной организовывать свою деятельность и поведение в динамических ситуациях, обладающей новым стилем мышления, нетрадиционными подходами к решению проблем, адекватным реагированием в нестандартных ситуациях" [Митина Л. М. "Психология развития конкурентоспособной личности" ]
Педагоги-исследователи предпринимают попытки выявить пути и средства, обеспечивающие формирование конкурентоспособности личности.
О.К. Филатов, Д.В.Чернилевский, Н.В. Борисова, С.Н. Широбоков и др. рассматривают проблему конкурентоспособности в педагогическом аспекте, определяя конкурентоспособность как качество подготовки специалиста.
По мнению Д.В. Чернилевского, главное условие успешной деятельности в любой области - это уверенность в своих силах. "Основные направления, по которым вырабатывается уверенность в себе:
1. Освоение и совершенствование профессионального мастерства.
2. Адекватное поведение в различных ситуациях человеческого общения.
3. Поддержание и укрепление здоровья и работоспособности.
4. Создание благоприятного внешнего облика, собственного имиджа" " [Д.В.Чернилевский "Дидактические технологии в высшей школе" ]
Лаптева, О.Е. Лебедева, Е.А. Ленской, А.И. Мищенко, З.И. Равкина, Д.И. Фрумина, Л.М. Митиной, Т.А. Стефановской, О.Ф. Чупровой и др. конкурентоспособность рассматривается как качество (характеристика) личности, в плане самоопределенности, самореализованности, самоудовлетворенности.
Термин "студент" латинского происхождения, в переводе на русский язык означает усердно работающий, занимающийся, т.е. овладевающий знаниями.
Студента как человека определенного возраста и как личность нужно характеризовать с трех сторон:
1) с психологической, которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности
2) с социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе
3) с биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение, черты лица и т.д. [Чупрова О.Ф. "Формирование конкурентоспособности личности будущего учителя в процессе эксперто-аналитической деятельности " ]
Изучение этих сторон раскрывает качества и возможности студента, его возрастные и личностные особенности. Так, если подойти к студенту как к человеку определенного возраста, то для него будут характерны наименьшие величины периода реакций на простые, комбинированные и словесные сигналы, оптимум абсолютной и разностной чувствительности анализаторов, наибольшая пластичность в образовании сложных психомоторных и других навыков. Сравнительно с другими возрастами в юношеском возрасте отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, решения вербально-логических задач и т.д. Таким образом, студенческий возраст характеризуется достижением наивысших, "пиковых" результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального развития.
Если же изучить студента как личность, то возраст 18- 20 лет - это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. С этим периодом связано начало "экономической активности", под которой демографы понимают включения человека в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой биографии и создание собственной семьи. Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентации, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией - с другой, выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта. научных достижений.
Развитие высшего и среднего специального образования
Принятый XVIII съездом ВКП(б) третий пятилетний план развития народного хозяйства СССР (1938—1942) предусматривал проведение широкого круга мероприятий по поднятию культурно-технического уровня рабочего класса СССР до уровня работников инженерно-технического труда. Планом намечалось довести континг ...
Цели использования лабораторных работ в обучении математике
математика наука лабораторный работа Без знания математики нельзя прожить в современном мире. Ведь математика основополагающая частица остальных наук. Без математических знаний невозможно развить никакие другие умения: ни в инженерии, ни в космонавтике, ни в медицине, ни в каких других областях зна ...
Педагогическая наука в странах Запада
Во второй половине XX в. на Западе возник ряд направлений в педагогической науке, которые ориентированы на поиск путей повышения эффективности образования. Практически все эти направления базируются на идеях педагогов-реформаторов прошлого и имеют глубокие исторические корни. Реализация преемственн ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.