В эпоху Возрождения элементы сказки претворяются в наиболее типический для эпохи повествовательный жанр - новеллы. Сатирическое и дидактическое использование сказочных мотивов отмечалось во всех сборниках итальянских новелл - в "Новеллино", в "Декамероне" Бокаччо, в сборниках Серкамби [XIV в.], Саккетти [1392 г.], Поджо ("Фацеции", XV в.), Мазуччо ("Новеллино", сер. XV в.) и др. Есть оно и в "Кентерберийских
рассказах" Чосера [XIV в.], и в "Гаргантюа" Рабле [XVI в.]. Целиком почти на сказочном материале построены итальянские сборники Страпаролы [XVI в.] и Базиле ("Пентамерон", 1634 г.). Новеллистическое и сатирико-дидактическое переосмысление сказки продолжается и в XVII-XVIII вв. Галантно-эротическая сказка представлена Лафонтеном и позднее Дора́, Дюкло, Казоттом и др. Вольтер, Дидро, в Англии Свифт известны философско-политической сказкой, сатирой на нравы общества и пороки духовенства. Наконец XVIII в. обилен сказкой нравоучительной: Мармонтель, Жанлис, в России - Хемницер, и др. Но в эту же эпоху начинается укрепление в письменной литературе сказок как самостоятельного художественного жанра; она связывается сперва с новыми идеями в педагогике, далее - с ростом интереса к культуре колониальных стран и наконец с романтическим увлечением "народной" стариной.
Первый этап представлен во Франции сказками Перро [1689 г.] и графини d’Aulnoy [1698 г.], в Германии - Музеуса [1782 г.]. Когда в 1704 г. появился французский перевод "1001 ночи" Галлана, европейскую литературу залила струя увлечений "восточными" сказками - "1001 день", "1001 час", также сказки китайские, монгольские, перуанские и т.д. Подлинно восточного в этих сказках почти ничего не было, но они были написаны в предполагаемом восточном стиле. Во Франции печатание этих "Contes des Fées" было настолько широко, что в 1785-1789 гг. появился целый "Cabinet des Fées" в 41 т. Из Франции они распространились по континенту - между прочим в большом количестве переводов и в русской литературе. В России из сборников такого типа с русским материалом надо отметить "Пересмешник" М. Чулкова 1766 г., в 4 чч. и его же "Русские сказки" 1780 г., в 10 чч.
В XIX в. сказка включается в общие пути развития литературы, становясь в то же время предметом научного изучения. Романтики вместе с интересом к "народному" начинают обращаться к особому виду художественной сказки, которая строится то на форме крестьянской, то на ее образах, то просто на принципе сказочно-фантастического переосмысления действительности. Такова сказка Гёте, Тика, Шамиссо, Брентано, Мерике, Эдгара По и др. Надо специально оговорить большое влияние в Европе романтической сказки Гофмана, Гауффа, Андерсена и Эдгара По. У писателей-реалистов сказка опять часто ставится на службу политике и сатире, например у Доде, Мопассана, Лабуле. Известностью пользуются норвежские сказки Асбьернсена и румынские Кармен-Сильвы.
Русская художественная литература XIX-XX вв. очень обильно насыщена сказками, хотя с этой стороны она еще совсем не изучена. Обработки сказки у В. Жуковского ("Мальчик с пальчик", "Сказка о царе Берендее", "Сказка об Иване царевиче и сером волке", "Кот и в сапогах" и др.) и А.С. Пушкина ("Золотой петушок", "Сказка о рыбаке и рыбке", "Сказка о попе и о работнике его Балде", "Сказка о спящей царевне и семи богатырях") укрепляют литературный жанр стихотворной сказки. Прозаическая сказка Гоголя ("Вечера на хуторе близ Диканьки") включает элементы романтической сказки, точным воспроизведением романтической Wirklichkeitsmärchen являются сказка молодого А.К. Толстого ("Упырь" и др.), тогда как его поэтические обработки сближаются с использованием сказки для пропаганды националистических идей у К. Аксакова ("Сказка о Вадиме") и В. Даля (том "Русская сказка").
Анализ результатов экпериментальной работы
Для проверки эффективности различных подходов формирования технический знаний на занятиях "Технология" был проведен педагогический эксперимент. Целью экспериментальной работы являлось выявление наиболее эффективных технологий обучения школьников в формировании технических знаний. В этом к ...
Музыкальность как совокупность музыкальных способностей
Главная задача музыкального воспитания детей - комплексное развитие музыкальных способностей. Проблема музыкальных способностей и их развития рассматривается разными авторами: Б.М.Теплов, Л.С.Выготский, В.П.Анисимов. Важнейшей в теории способностей является проблема их развития. Б.М. Теплов очень ч ...
Обобщение педагогического опыта
Я стараюсь идти в ногу со временем, чтобы всегда быть интересной для своих учеников. Поэтому девизом своей работы я выбрала слова Аристотеля: Хочешь научить - удиви". Удивлять непросто. Информация, которую ты даешь детям, усваивается на том эмоциональном уровне, какой есть у тебя на данный мом ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.