Второй частью нашего исследования было проведение обучающего эксперимента. Его основной целью было совершенствование существующих методических приемов и коррекционных подходов к формированию грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Для достижения намеченной цели нами были поставлены задачи экспериментального обучения:
Проведение коррекционно-логопедической работы, направленной на формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень);
Выявление психолого-педагогических условий и реализация возможностей каждого ребенка в составлении грамматически правильно оформленного предложения;
Разработка системы упражнений, игр и занятий, способствующих формированию грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР;
Определение основных направлений дальнейшего коррекционно-педагогического воздействия по формированию грамматического строя речи у детей.
Для реализации задач обучающего эксперимента нами была составлена программа обучающего эксперимента.
Методика формирующего эксперимента отличалась от методики, принятой нами в констатирующем исследовании.
В основу данной работы были положены системы коррекционно-логопедического обучения, методы логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи (Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В.).
Данная методика на наш взгляд является наиболее перспективной в совершенствовании процесса коррекционно-развивающего обучения детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой стороны – оно является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование происходит путем соединения, комбинирования морфем.
В процессе формирования словообразования у дошкольников с ОНР необходимо уделять основное внимание организации системы продуктивных словообразовательных моделей. Для формирования и закрепления этих моделей, прежде всего, уточняется связь между значением морфемы и ее знаковой формой (звучанием). Закрепление этой связи осуществляется на основе сравнения слов с одинаковой морфемой, определения общего, сходного значения слов с общей морфемой (дом-ик, стол-ик), выделения этой общей морфемы, уточнения ее значения.
Заключительным этапом работы является закрепление словообразовательных моделей в процессе специально подобранных упражнений.
Логопедическая работа направлена на формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных. При этом развитие словообразования различных частей речи происходит последовательно-параллельно.
Программа коррекционно-логопедической работы рассчитана на I и частично на II период первого года обучения детей 6-7 года жизни с общим недоразвитием речи. Эта программа была реализована нами в период с 22 сентября 2006г. по 21 января 2007г. на базе того же Муниципального дошкольного образовательного учреждения №26 (коррекционного вида) г. Вологды. Для участия в эксперименте отобранная нами группа детей в количестве 18 человек была поделена на 2 группы по 9 человек детей в каждой группе с логопедическим заключением ОНР III уровень.
Первая группа детей занималась по традиционной методике для детей с ОНР (авторы Т.Б. Филичева и Г.В. Чиркина).
Вторая группа детей занималась по методике «Формирование словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи» (Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В.).
Основной формой коррекционно-логопедической работы по формированию и развитию словообразования в ходе опытного обучения были учебные логопедические занятия, проводимые по подгруппам (4-5 человек). Логопедические занятия по формированию словообразования проводились 2 раза в неделю, продолжительностью 20-25 минут, в первой половине дня. Обучение осуществлялось с учетом указаний и рекомендаций по организации обучения детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Экспериментальное обучение состояло из трех этапов, каждый из которых состоял из серии занятий, упражнений и дидактических игр, направленных на формирование словообразования.
Концептуальная освоенность принципов Болонского
процесса в странах, подписавших Болонскую декларацию
Имеющиеся в литературе данные опросов представителей академического сообщества разных уровней в Западной Европе подтверждают тезис, сформулированный выше во «Введении», о фактическом отсутствии в Западной Европе сложившегося образовательного пространства, которое объединяло бы все соответствующие с ...
Изучение восприятия сказки детьми дошкольного возраста
Наше исследование мы провели в старшей группе детского сада села Лариха. В исследовании принимали участие 10 детей в возрасте 5-6 лет (Приложение 1). Целью констатирующего этапа нашего исследования мы поставили выявить уровень восприятия сказки детьми данной группы. Для диагностики уровня восприяти ...
Описание компетенции ПКД-1
Федеральный образовательный стандарт предусматривает, что выпускник должен обладать профессиональными компетенциями в образовательной деятельности в дошкольном образовании (ПКД). Компетенция ПКД-1 определяется как "способен организовать игровую и продуктивные виды деятельности детей дошкольног ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.