Психолого-педагогические исследования Л.И.Божович, Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева, Н.Ф.Талызиной, Д.Б.Эльконина и др. доказывают, как важно учитывать в ходе воспитательно-образовательного процесса собственную активность ребенка, характеризующуюся преобладанием инициативности над реактивностью. В работах М.И.Лисиной, А.А.Люблинской, А.М.Матюшкина, В.С.Юркевич и др. умственная активность постоянно связывается с деятельностью, а в структуре деятельности - прежде всего с таким ее звеном, как потребность. По мнению Д.Б.Богоявленской, И.А.Петуховой, умственная активность определяется как "потребность в умственной деятельности".
В исследованиях Н.С.Лейтеса представлена более широкая формулировка, указывающая на то, что умственная активность во многом выражает "природно обусловленную потребность в умственных усилиях". При этом речь идет прежде всего о широкой любознательности, какими бы психологическими средствами она не реализовывалась: интеллектуальными, перцептивными или даже чисто сенсорными. Взаимосвязь активности с потребностями деятельности обуславливает их неразрывную связь с эмоциональными переживаниями. В работах Б.Г.Ананьева, Л.И.Божович, В.С.Юркевич и др. Подчеркивается мысль о том, что активность рождается из состояния, имеющего насыщенный эмоциональный тон.
Анализ психолого-педагогических исследований показывает, что центральное ядро умственной активности составляют когнитивные функции и процессы (А.А.Люблинская, А.М Матюшкин и др.). В исследованиях А.М.Матюшкина раскрывается позиция, позволяющая понять, что умственная активность не подчиняется строгим законам тренировки. Ее основу составляют те принципы воспитания личности и развития мышления, которые включают стимулирование и поощрение самих актов умственной активности со стороны другого человека (воспитателя, родителя, сверстника). Именно поэтому наиболее значимыми ситуациями в возникновении актов умственной активности являются ситуации общения, различных типов межличностного взаимодействия, игры, учения. В работах Т.И.Бабаевой, Л.М.Маневцовой, Е.В.Проскуры и др. рассматриваются различные педагогические условия, способствующие развитию умственной активности детей: организация обучения, при которой ребенок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний; разнообразие интеллектуальной и практической деятельности ребенка; создание атмосферы напряженной коллективной работы; связь нового материала с имеющимся личным опытом детей.
Существуют различные подходы к выделению показателей умственной активности детей: инициативность и стремление к самостоятельному поиску решения задач (Л.А.Венгер, В.В.Давыдов, О.М.Дьченко, Н.Н.Поддьяков и др.); умение ставить перед собой новые познавательные цели и достигать их в процессе активного поиска (Т.И.Бабаева, Л.В.Занков, Е.В.Проскура и др.); самостоятельное построение детьми простейших моделей отношений между понятиями (ЛА.Венгер, О.М.Дьяченко, С.А.Лебедева. Н.Г.Салмина, Е.Е.Сапогова, и др.); умение находить творческие, нестандартные способы решения задач (Н.Е.Веракса, В.Т.Кудрявцев, А.А.Нестеренко, А.М.Страунинг и др.).
Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме диагностики умственного развития детей (Л.А.Венгер, Н.И.Гуткина, И.В. Дубровина, АГ.Лидерс, А.К.Маркова, Т.Д.Марцинковская, Н.И.Поливанова, И.В.Ривина, Г.А.Урунтаева и др.) позволило осуществить подбор психодиагностических методик и отнести к основным показателям умственной активности детей 6-7 годов жизни следующие из них: наличие эмоционально-положительного отношения ребенка к умственной деятельности и ярко выраженного желания заниматься ею; системность мышления (содержательная направленность анализа объекта, с одной стороны, конструктивно-преобразующий момент действия, с другой стороны); самостоятельность в поиске решения проблемных ситуаций, использование новых способов умственной деятельности; умение рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи, строить простейшие умозаключения.
Методические
рекомендации по изучению функциональной линии в 8 классе
В 8 классе учебника [35] функциональной линии посвящена одна глава «Функции». Здесь рассматриваются следующие пункты: Чтение графиков. Что такое функция. График функции. Свойства функций. Линейная функция. Функция и её график. Глава посвящена введению понятия функции, формированию представлений о с ...
Использование компьютерных технологий в повышении эффективности учебного процесса
Под информационной технологией в общем смысле обычно понимается упорядоченная совокупность методов переработки, изменения состояния, свойств и качественной формы проявления, тиражирования, распространения и использования информации, осуществляемых в процессе общественной и производственной деятельн ...
Признаки нетрадиционного урока
Несет элементы нового, изменяются внешние рамки, места проведения. Используется внепрограммный материал, организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной. Привлекаются для организации урока люди разных профессий. Эмоционального подъема учащихся через оформление кабинета, доски, м ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.