Принцип познавательной активности учащихся отражен уже в педагогических учениях древности, развивается такими выдающимися зарубежными и отечественными педагогами, как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой. Значительный вклад в разработку проблемы активизации познавательной деятельности учащихся внесли советские педагоги и ученые, такие, как Н.К. Крупская, СТ. Шацкий, М.А. Даниилов, Б.П. Есипов, Л.В. Занков.
Большой вклад в разработку методов активизации обучения внесла Н.К. Крупская. Идею активизации обучения она раскрывает в сформулированных психолого-педагогических требованиях к учителю. Формирование познавательной активности, считала Н.К. Крупская, развивает интерес, самостоятельность мышления, что обеспечивает прочное овладение знаниями и находит свое выражение в их практическом применении. Кроме того, она выделила стимулы, способствующие формированию познавательной активности, такие как применение исследовательского метода в работе, наличие игровых элементов в деятельности, эмоциональность взаимоотношений педагога и учащихся, соревновательность и т.д. [20].
В настоящее время при рассмотрении содержания понятия «познавательная активность» можно выделить несколько основных направлений исследований:
1. Познавательная активность рассматривается как естественное стремление ученика к познанию.
Многие из выдающихся педагогов прошлого, такие, как Я.Л. Коменский, Ж.Ж. Руссо, А. Дистервег, Н.Х Вессель, К.Д. Ушинский и другие высказывают идею о том, что человеку свойственно стремление к познанию. Это стремление проявляется в ребенке с первых дней его жизни. В учебном процессе учащиеся различаются по своему стремлению к познанию. Хорошо успевающие проявляют упорство в познании, слабоуспевающие – равнодушие и вялость.
Педагоги прошлого целостно рассматривают развитие учащегося. Например, Джон Локк в своей работе «Мысли о воспитании» высказывает идею единства физического и духовного развития ребенка. При физической неразвитости, как утверждает автор, трудно идти по выбранному пути познания [17].
Проводя идею единства физического и духовного развития, многие авторы выделяют важные педагогические средства, способствующие формированию познавательной активности. Для поддержания интереса к учебе следует прекращать занятия до момента полного утомления учащегося, когда у него сохраняется ожидание удовольствие от прерванного занятия. Тем самым определяется педагогическое средство-регулирование учебной нагрузки и ее дозирование в зависимости от утомляемости учащихся. Значимым педагогическим средством формирования познавательной активности многие педагоги называют поощрение естественного стремления учащихся к познанию, удовлетворение их познавательных запросов. Таким образом, естественное стремление к познанию развивается в учебном процессе при поощрении педагогом познавательных запросов учащихся, а также при регулировании учебной нагрузки, предупреждающем утомление учащихся.
2. Познавательная активность понимается как характеристика деятельности: ее интенсивность и напряженность. Большое число работ отечественных и зарубежных исследователей посвящено проблеме активизации учебного процесса в различных аспектах. П.Н. Груздев и Ш. Ганелин, Б.П. Есипов изучают проблему активизации мышления учащихся в процессе обучения. М.А. Данилов рассматривает вопрос активного восприятия и осознания учащимися учебного материала. Высказывая свое мнение о проблеме самостоятельной деятельности учащихся, исследователи Л.П. Лемберг, Л.П. Пименова делают вывод, что самостоятельность есть высший уровень проявления активности. [4] Среди основных педагогических средств, которые должны обеспечить интенсивность процесса познания, дидакты выделяют методы активного развивающего обучения, методы самостоятельной работы, методы проблемного обучения.
3. Познавательная активность трактуется как качество личности.
Многие исследователи, например, Г.Ц. Молонов, Г.И. Щукина и др., определяют познавательную активность как качество личности, включающее в себя стремление к познанию. Причем качеством личности познавательная активность становится при проявлении устойчивого стремления к познанию. Определяется структура данного личностного качества, где интересы и потребности выражают содержательную характеристику, а воля представляет форму.
В основном, проблема формирования познавательной активности на личностном уровне сводится к формированию мотивации познавательной деятельности, а также к формированию познавательного интереса. В литературе достаточно четко определены средства формирования мотивации познания и интереса: дифференциация и индивидуализация обучения, групповая организация учебно-познавательной деятельности, стимулирование познавательной деятельности.
Учебный проект как форма организации самостоятельной деятельности учащихся
средних классов
самостоятельный деятельность урок информатика Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъектности в обучении потребовали в ...
Живопись в система изобразительного искусства
Вид изобразительного искусства, произведения которого создаются при помощи красок, нанесенных на плоскую поверхность, является живопись. Именно цвет является главным выразительным средством живописи. Другие ее средства – рисунок, фактура красочной поверхностей, выразительность мазков художника, ком ...
Понятийный аппарат
современной педагогике
Педагогика - одна из самых древних наук — имеет к настоящему времени достаточно сложившийся понятийно-категориальный аппарат, в котором с разной степенью конкретности закодирован в словесной форме накопленный педагогический опыт. Состояние понятийно-терминологического аппарата науки позволяет ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.