Информация о педагогике » Особенности развития речи детей с нарушениями слуха » Исследование диагностических методик развития речи слабослышащих детей 3-4 лет

Исследование диагностических методик развития речи слабослышащих детей 3-4 лет

Страница 4

Слабослышащие дети имеют свои особенности. Утрата слуха в детском возрасте влияет на ход психического развития ребенка и приводит к возникновению целого ряда вторичных дефектов. Дефект слуха нарушает речевое развитие ребенка, а при рано возникшей глухоте приводит к полному отсутствию речи. Немота препятствует нормальному формированию словесного мышления, что, в свою очередь, ведет к нарушению познания.

Много учёных занимались исследованием проблемы речевого развития слабослышащих детей. Для характеристики особенностей речевого развития детей с нарушением слуха, наиболее содержательна педагогическая классификация Р.М. Боскис, в которой отмечается, что для речевого развития плохослышащего ребенка очень важен уровень психического развития, отсутствие дополнительных нарушений (задержка психического развития, умственная отсталость, нарушение зрения и т.п.), которые значительно замедляют процесс формирования речи.

Р.М. Боскис выделила две основные группы детей с недостатками слуха: глухие и слабослышащие. В свою очередь в зависимости от состояния речи среди глухих выделены две категории. Первая категория - дети без речи, родившиеся глухими или потерявшие слух в период, предшествующий формированию речи (примерно до двух лет) - это ранооглохшие дети. Вторая категория - дети с речью, уровень которой может быть различен, потерявшие слух в период, когда их речь была сформирована, - это позднооглохшие дети. Что качается слабослышащих детей, то автором были выделены две категории слабослышащих детей. Первая категория - слабослышащие дети, которые к моменту поступления в школу имеют тяжелое недоразвитие речи (отдельные слова, короткие, неправильно построенные фразы, грубые нарушения лексического, грамматического, фонетического строя речи). Вторая группа - слабослышащие дети, владеющие развернутой фразовой речью с небольшими отклонениями в грамматическом строе, фонетическом оформлении.

Помимо Р.М. Боскис исследованием проблемы развития речи у слабослышащих детей занимались С.А. Зыков, Б.Д. Корсунская, Л.С. Выготский, Л.П. Носкова.

Формирование устной речи является важнейшим условием психического и речевого развития слабослышащих детей. Работа по развитию устной речи является одним из центральных разделов программы воспитания и обучения дошкольника.

Рассмотрев основные аспекты развития устной речи слабослышащих детей 3-4 лет мы пришли к выводу, что содержание занятий по развитию речи включает следующие основные направления работы:

1. Развитие языковой способности детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха.

2. Формирование различных форм речи на каждом этапе обучения.

3. Работа над значением слов и накопление речевого материала в связи с тематической организацией занятий по развитию речи, использование его в различных ситуациях общения и детской деятельности.

Основной задачей развития устной речи детей дошкольного возраста является создание у них потребности в устном общении, формирование внятной, максимально приближенной к естественной устной речи. Эта задача реализуется в процессе всей коррекционно-воспитательной работы.

При организации занятий по развитию устной речи слабослышащих детей 3-4 лет возможны следующие пути проведения педагогической работы:

Первый путь - информальный, который предполагает развитие устной речи и произношения без специального обучения, на основе подражания речи педагога при постоянном пользовании звукоусиливающей аппаратурой в процессе слухо-зрительного восприятия речи, а также в ходе восприятия ограниченной части речевого материала только на слух.

Второй путь - систематическое целенаправленное обучение, основными формами которого являются специальные фронтальные и индивидуальные занятия, речевые зарядки.

Так же мы рассмотрели некоторые диагностические методики, и пришли к выводу, что их использование необходимо при работе со слабослышащими детьми, так как они направлены на выявление уровня сформированности глобального чтения. Исследование данной проблемы в 3-4 года позволяет в дальнейшем включить ребенка в естественное общение с другими детьми и взрослыми, сформировать соответствующие возрастным периодам формы общения.

Страницы: 1 2 3 4 

Новые статьи:

Тенденции современной системы хореографического образования
Анализ правовых актов и других нормативных документов позволяет сформулировать следующие характеристики профессионального образования в Российской Федерации. Долгое время в нашей стране существовало четкое разделение профессионального образования на среднее, которое осуществлялось в техникумах, кол ...

Методические рекомендации по изучению функциональной линии в 8 классе
В 8 классе учебника [35] функциональной линии посвящена одна глава «Функции». Здесь рассматриваются следующие пункты: Чтение графиков. Что такое функция. График функции. Свойства функций. Линейная функция. Функция и её график. Глава посвящена введению понятия функции, формированию представлений о с ...

Профессиональная характеристика профессии «Мастер по лесному хозяйству»
1. Профессия: мастер по лесному хозяйству Профессии: лесник; егерь; тракторист-машинист; слесарь-ремонтник; водитель автотранспортных средств. 2. Назначение профессии Мастер по лесному хозяйству является работником широкого профиля, выполняет лесохозяйственные, лесокультурные, лесозаготовительные р ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru