Информация о педагогике » Формирование у младших школьников умения наблюдать в процессе проведения экскурсии » Экскурсия как основной прием формирования у младших школьников умения наблюдать в процессе проведения экскурсии

Экскурсия как основной прием формирования у младших школьников умения наблюдать в процессе проведения экскурсии

Страница 2

4. Интересным приёмом развития наблюдательности является использование на уроках-экскурсиях стихотворений, отрывков художественных произведений различных авторов, использование пословиц и поговорок.

После прочтения идёт беседа:

- Что подметил автор в своём отрывке?

- Можно ли это явление увидеть в природе?

- Видели ли вы это?

- Какие образные слова использует автор, чтобы описать это явление? Почему?

- С чем сравнивает автор это явление природы?

Вот, например, как можно провести урок по теме “Здравствуй, весна!”

Цели: установление причинно-следственных связей в природе по сезонам года.

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями На потоплённые луга.

Улыбкой ясную природа

Сквозь сон встречают утро года,

Синея блещут небеса.

Ещё прозрачные леса

Как будто пухом зеленеют… (А. С. Пушкин)

- Какое время года описано в этом стихотворении?

- Каждое время года имеет свои признаки. Какие признаки есть у весны?

Чтение стихотворения С.Дрожжина “Зима сменяется весною”. Дети отмечают признаки, описанные в стихотворении.

Зимние дни миновали,

Ночи короткие стали,

Солнышко с неба ясней

Луч золотой разливает.

Влажным теплом подувается

Ветер с раздольных полей.

Быстро одна за другой

Тучки несутся толпою,

Лёгкою дымкой скользят.

Галки, вороны стадами

Сядут на крыши рядами,

Каркнут и дальше летят.

Верба над тыном склонилась

Вся расцвела, распушилась,

Так и блестит жемчугом.

Кой-где обтаяли кочки

И закраснели почки

С дремлющем сладко листом…

Дети перечисляют все признаки весны, описанные в стихотворении, затем выделяют только те изменения, которые произошли в неживой природе.

- Итак, ночи стали короче, а дни? Дни стали длиннее. Почему?

- Первый месяц весны называют месяцем света или весной света. В этот месяц наблюдают очень интересное явление на небе “небесный ледоход”. Происходит смена низких серых слоистых облаков на красивые белые кучевые. Изменился снег, появились первые проталины. Начался ледоход на реках.

Лёд идёт, лёд идёт!

Вереницей длинной.

Третьи сутки напролёт

Проплывают льдины.

Синий лёд, зелёный лёд,

Серый, желтоватый,

К верной гибели идёт –

Нет ему возврата. (С. Маршак).

Беседа о том, как опасно выходить на лёд весной. Чтение рассказа Б. Житкова “На льдине”.

- Тает снег, лёд, бегут ручьи и наступает новый период весны – весна воды (апрель).

Беседа о половодье. Чтение отрывка из стихотворения Н.Некрасова “дедушка Мазай и зайцы”

- От весеннего тепла оттаивает почва. В почве накапливается много влаги. Говорят:”Много снега – много хлеба”, “Вода на лугу - сено в стогу”. Как вы это понимаете?

- Температура воздуха уже выше 0, просыпаются растения. Начинается весна зелени (май).

На доске несколько иллюстраций, характеризующих периоды весны. Детям нужно подобрать каждому периоду свою иллюстрацию и описать характерные черты этого периода. Можно повторить признаки весны, загадывая загадки.

Ну-ка, кто из вас ответит: Не огонь, а больно жжёт, Не фонарь, а ярко светит, И не пекарь, а печёт. (солнце)

- Почему я загадала загадку о солнце первой?

- Как изменилась высота солнца над горизонтом?

Без рук, без ног По полю рыщет, Поёт да свищет, Деревья ломает, К земле траву приклоняет. (ветер)

- Какой ветер весной?

- Почему тёплый, ласковый?

Нет ног, а идут. Глаз нет, а плачут. (тучи).

Летят орлицы по синему небу,

Крылья распластала, солнышко застлала. (облака)

- Какие облака весной, а какие зимой?

- Что из туч зимой, а что весной?

Летом бежит, зимой спит, Весна настала опять побежала. (река)

Крупно, дробно зачастил И всю землю напоил. (дождь)

Не спеша огонь тут ходит,

Землю-матушку обходит,

Светит весело в оконце

Ну, конечно, это…(солнце)

Яростно река ревёт и разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

И в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель

Страницы: 1 2 3 4 5

Новые статьи:

Физкультурный праздник
Физкультурные праздники являются эффективной формой активного отдыха детей. Физкультурные праздники способствуют приобщению к физической культуре и спорту, совершенствованию движений, воспитывают такие черты характера, как коллективизм, дисциплинированность, уважительное отношение к соперникам. Во ...

Обучаемость и проблемы управления процессом усвоения знаний и умственной деятельностью учащихся
Что такое обучаемость? Учащиеся заметно отличаются друг от друга по тому, насколько легко, прочно и глубоко овладевают новыми знаниями. Эту общую способность к овладению знаниями Б.Г.Ананьев характеризует как восприимчивость к усвоению знаний и обозначает ее термином обучаемость. Н.А.Мечинская указ ...

Система принципов обучения, их взаимосвязь и взаимообусловленность
Во всех руководствах по дидактике говорится о системе принципов обучения, указывается на их внутреннюю взаимосвязь и взаимообусловленность, но далее по традиции просто раскрывается содержание конкретных принципов. Шагом вперед в понимании взаимодействия принципов стало попарное рассмотрение сопряже ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru