Эмоционально положительное отношение к самому себе («Я хороший»), лежащее в основе структуры личности каждого нормально развивающегося ребенка, ориентирует его на притязания соответствовать положительному этическому эталону. Индивидуальная эмоциональная нравственность в том, чтобы быть достойным самоуважения и уважения окружающих, приводит к пониманию неожиданности и эмоциональной потребности соответствовать положительному нравственному эталону.
Потребность соответствовать положительному эталону поведения возникает лишь в том случае, когда для ребенка тот или иной поступок или те или иные формы поведения приобретают определенный личностный смысл. Если ребенок недоволен собой, то в этом уже есть основа для перестройки его поведения.
Дети, становясь старше и понимая сущность отрицательного этического эталона, сохраняют эмоциональный интерес к негативному поступку.
Оценка ребенком того или иного персонажа чаще всего опосредована отношением окружающих детей. В процессе общения с близкими взрослыми происходит усвоение первых нравственных эталонов. Первоначально ребенок поступает нравственно не потому, что осознает общественную значимость выполнения определенных правил, а потому, что у него возникла потребность считаться с мнением и выполнять требования людей, связанных с ним. Если окружающие считают ребенка хорошим, т. е. соответствующим положительному эталону, то тем самым они как бы задают ребенку положительный образ его самого. Отсюда, с одной стороны, возникает желание не разрушить этот образ в глазах близких, а с другой — идет присвоение этого образа и осознание через него себя.
Влияние на ребенка со стороны взрослых и сверстников осуществляется главным образом в процессе деятельности [26, с.161-165].
Переживания младших школьников, их радости и огорчения связаны с учебой. На уроке взаимодействуют все основные элементы воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, организация. Воспитывает весь процесс обучения на уроке, а не так называемые воспитательные моменты.
Важное значение для идейного и нравственного формирования школьников имеет не только содержание, но и организация учебного процесса. Н.К. Крупская считала, что и в учебе, и в труде следует учиться работать коллективно [17, с.104]. З.Н. Васильева предлагает познавательную деятельность учащихся строить как коллективную. Организация коллективной и групповой форм учебной деятельности возможна на уроках по всем предметам, но особенно на уроках труда, факультативных занятиях.
Организация учебного процесса, формы оценки знаний, оценочные суждения, характеризующие отношения школьников к учению и своим товарищам, у вдумчивого учителя направлены на то, чтобы сильные стороны каждого ученика были осознаны им самим и его товарищами. Это создает благоприятное эмоциональное состояние школьника в коллективе, что является одним из условий его успешного нравственного развития [8, с.52].
Формирование нравственного опыта школьников не может быть ограничено только их учебной деятельностью, утверждает С.Е. Кантарбаев. Становление и развитие личности предполагает ее активное участие в общественно-полезном труде. Посильный труд ребят вливается в труд страны. В посильном труде на благо Родины воспитывается отношение к труду как важнейшей жизненной необходимости, потребность трудиться на благо общества, уважение к людям труда, бережное отношение к народному достоянию [13].
Начальное обучение в настоящее время строится таким образом, что развивает у школьников познавательные способности; вырабатывает навыки активного овладения учебным материалом, ведет к объединению полученных знаний в целостную систему, направленную на осознание окружающего мира. Развитие мышления, овладения разнообразными способами работы с учебным материалом оказывает прямое влияние на усвоение детьми нравственных знаний; организация учебного процесса и его методы способствуют накоплению нравственного опыта.
В младшем школьном возрасте, когда закладываются основы рефлексии, развивается «Я» ребёнка, важно создавать педагогические условия, позволяющие в рамках образовательного пространства школы формировать представление о себе как креативном субъекте развития. Для развития образа «Я» важны такие методы творческой деятельности, как индивидуализация, самовыражение, расширение сферы ролевого репертуара личности путём освоения новых форм творческой самореализации и др.
Констатирующий эксперимент
Цель эксперимента: выявить интерес к лепке из соленого теста, технические умения, замысел, способность проявить творчество детей 5-6 лет. На этапе констатирующего эксперимента были поставлены следующие задачи: 1. проанализировать формирование творчества детей старшей группы; 2. беседа с детьми о ле ...
Школы Франции
Основным звеном системы образования Франции является пятилетняя начальная школа, в которую поступают все дети, достигшие 6 лет (так называемый элементарный цикл образования). На базе этой школы существуют различные учебные заведения: старшие классы начальной школы, общеобразовательные коллежи (непо ...
Понятие «арифметическая задача», ее структурные компоненты, виды
арифметических задач
В процессе математического и общего умственного развития детей старшего дошкольного возраста существенное место занимает обучение их решению и составлению простых арифметических задач. Для этого педагоги и также дети должны знать математическое описание и точный смысл того, что конкретно изучается, ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.